Елена Скрынник возглавила министерство сельского хозяйства семь месяцев назад. Ее "вхождение в должность" совпало с экономическим кризисом, который тогда набирал обороты.
В рамках антикризисных мер правительство "добавило" денег на развитие сельского хозяйства и одновременно сформулировало приоритетную задачу: повысить эффективность использования бюджетных средств.
О том, как удается решать эту и другие, менее общие, но не менее острые проблемы, Елена Скрынник рассказала на "деловом завтраке" в "Российской газете". А заодно и о том, что дефицита продовольствия в обозримой перспективе не ожидается.
Торговый зигзаг
Российская газета: Елена Борисовна, вот вопрос, который чаще всего задают читатели: почему зерна опять в стране много, цены на него снижаются, а хлеб на прилавках не дешевеет?
Скрынник: К сожалению, путь от поля до прилавка довольно сложный и длинный. Себестоимость продовольствия зависит от тарифов на услуги естественных монополий, которые каждый год повышаются. И цены на промышленные ресурсы - топливо, удобрения, средства защиты растений - тоже растут.
Кроме того, сельскохозяйственную продукцию, за выпуск которой мы отвечаем, нужно переработать, упаковать, транспортировать, продать. В итоге в розничной цене на белый хлеб высшего сорта доля зерна в прошлом году не превышала 19,8 процента. А торговля с каждого батона получила 20,2 процента. То есть посредническое звено зарабатывает больше, чем производители.
РГ: В этом году правительство, защищая интересы производителей, ограничило импорт мяса. На ввоз тростникового сахара-сырца повышало пошлины - с той же целью. Не получится ли в итоге, что какие-то продукты окажутся в дефиците и цены на них начнут расти?
Скрынник: Во-первых, есть данные Росстата: розничные цены на продовольственные товары в этом году практически не выросли.
Во-вторых, дефицита каких-либо продуктов на российских агропродовольственных рынках мы не ожидаем. Ввоз мяса птицы и свинины правительство действительно ограничило на 550 тысяч тонн для того, чтобы дать возможность развиваться отечественным предприятиям. У нас же продолжается реализация тех животноводческих проектов, которые были начаты в прошлом году. Вводятся в действие новые свиноводческие и птицеводческие комплексы. Благодаря этому в первом полугодии получили хороший результат - прибавка 280 тысяч тонн. Для увеличения объемов собственного производства мясной и молочной продукции в ряде областей, в том числе Белгородской, Липецкой, Тамбовской создаются семейные молочные фермы. С 2010 года будет запущен проект по развитию сетевых ферм с полным технологическим циклом.
Своя еда к желудку ближе?
РГ: Это и есть импортозамещение, о котором так много говорится в этот кризисный год?
Скрынник: В государственной программе развития сельского хозяйства поставлена задача: к 2012 году довести долю мяса отечественного производства на российском рынке до 76,5 процента, молока - до 81,1 процента, сахара из сахарной свеклы - до 67 процентов. Эти уровни обеспечивают продовольственную безопасность страны. К ней мы и стремимся.
Кстати, в этом году мерами таможенно-тарифного регулирования импорта удалось сохранить те положительные тенденции роста, сложившиеся в производстве российского сахара, стабилизировать ситуацию на рынке молока. В конце года объем импорта мяса на российском рынке снизится с 32 процентов до 25 процентов, а к 2012 году - до 18 процентов. Так что по ряду позиций, надеюсь, мы выйдем на контрольные цифры раньше 2012 года.
РГ: Недавно вы подписали со своим минским коллегой документ, в соответствии с которым в следующем году белорусы поставят нам порядка 3 миллионов тонн молока и молочных продуктов, а российские производители в Белоруссию - только 60 тысяч тонн. Некоторые наши производители говорят, что это несправедливо. И что они готовы чуть ли не заместить все импортное молоко на нашем рынке. Так ли это?
Скрынник: Нет, без импортного молока пока не обойтись. Мы ввозим около 7 миллионов тонн молочной продукции, почти половину - из Белоруссии. И с Украиной мы подпишем такой документ. Нам сейчас очень важно договориться, что и когда ввозят к нам импортеры.
Летом, когда производится больше всего молока и снижаются закупочные цены, нам нужно, чтобы к нам не поступало сухое молоко. Пусть везут сыр, сметану, творог - то, что востребовано на нашем потребительском рынке. А наши переработчики знают, что во втором-третьем квартале сухого молока не будет, поэтому закупают у аграриев отечественное сырое молоко. Вот для этого нужен прогнозный баланс.
РГ: Эксперты связывают рост производства в сельском хозяйстве не только с защитой рынка от импорта, но и с серьезной бюджетной поддержкой. А что будет в следующем году? Не получится ли, что субсидии "срежут", и сельскохозяйственное производство опять упадет?
Скрынник: Бюджет пока не принят, но могу сказать, что в 2010 году на субсидирование процентов по кредитам, выдаваемым сельхозтоваропроизводителям, планируется направить 80 млрд рублей, что почти на 29 процентов больше, чем в 2009 году. Кредиты - это основа эффективного развития агропромышленного комплекса.
А эксперты правы, динамичный рост в отрасли начался после того, как она была признана одной из приоритетных. В 2008 году поддержка сельского хозяйства из бюджетов всех уровней по сравнению с 2007 годом увеличилась в 1,7 раза. И производство выросло на 10,8 процента. Цифры говорят сами за себя.
Приоритетное зерно
РГ: Бюджетная поддержка сельского хозяйства в последние годы росла, таможенная защита рынка действует, а Росстат между тем свидетельствует, что в августе производство сельскохозяйственной продукции в стране снизилось по сравнению с прошлым годом. Как это объяснить?
Скрынник: По итогам одного месяца делать выводы преждевременно. Сельское хозяйство носит сезонный характер, и о результатах можно говорить только в конце года, когда мы закончим уборку урожая.
Да, урожай зерна в этом году будет ниже, чем в прошлом, рекордном. Хотя более 90 миллионов тонн соберем, это я говорю уверенно. Внутренние потребности у нас на уровне 77 миллионов тонн. Так что еще 19 миллионов тонн отправим на экспорт. При этом мяса птицы и свинины в первом полугодии мы произвели на 6,5 процента больше. В общем, сельское хозяйство остается локомотивом экономики. Все у нас в порядке.
РГ: Аграрии жалуются на низкие цены на зерно и рассчитывают продать его государству в ходе закупочных интервенций. А их начало откладывается. Будут ли они вообще?
Скрынник: Закупочные интервенции в этом году будут, это совершенно точно. Мы аграриев не бросим, поддержим. Но не по всей территории страны, а точечно, только там, где это действительно нужно. А на будущее я говорю нашим региональным министрам сельского хозяйства: если вы производите зерно, то должны знать, что будете с ним делать, как реализуете.
Для этого мы совместно с регионами составили прогнозные балансы по рынкам основных продуктов, в том числе зерна - сколько производится, потребляется, реализуется в соседние регионы и на экспорт. И теперь видим, что в некоторых регионах есть перепроизводство. Причем часто именно в расчете на то, что государство скупит зерно в интервенционный фонд. Я считаю, что это неправильно. Интервенции нужны для того, чтобы посылать ценовые сигналы рынку, а не для того, чтобы накапливать большие объемы зерна хотя бы потому, что содержание закупленного в ходе интервенций дорого обходится бюджету.
РГ: На что же в таком случае должны ориентироваться аграрии?
Скрынник: В конечном счете мы должны прийти не к стихийному росту производства, а к тому, чтобы в регионах производили востребованные сельскохозяйственные сырье и продукты питания, точно зная, куда и как они будут реализованы. Мы требуем от регионов, чтобы они руководствовались прогнозными балансами по основным видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия: зерну, молоку, мясу, сахару. Они, с одной стороны, должны учитывать объемы производства и импорт, а с другой - внутреннее потребление, продажи за пределы региона и экспорт.
Создание паспортов субъектов Федерации по выполнению показателей государственной программы - это второе важное направление регулирования рынка. В законе о развитии сельского хозяйства записано, что за выполнение показателей госпрограммы отвечает не только федеральная власть, но и регионы. Поэтому они должны показать, на какие объемы производства выходит область, край или республика благодаря государственной поддержке. Так мы сможем понять, во что обходится государству каждая дополнительная единица продукции.
РГ: С первых дней работы министром вы назвали повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в числе важнейших задач. Есть результаты?
Скрынник: Мы создали реестр получателей бюджетных средств в форме субсидий, разработали методику оценки эффективности господдержки. Это дает нам возможность системно отслеживать, как работают меры поддержки сельского хозяйства. Но, учитывая естественную инерционность нашей отрасли, во многих случаях делать выводы пока преждевременно.
Например, из 118 миллиардов рублей, выделенных в 2008 году на государственную поддержку сельского хозяйства, около 22 миллиардов приходится на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, отдачу от которых следует ожидать не ранее чем через пять лет. И это сказывается на показателях эффективности использования средств в настоящее время.
РГ: Но при этом, куда ни поедешь, особенно в Центральной России, кругом заброшенные поля. Насколько остра эта проблема?
Скрынник: Конечно, проблема острая. Земельные права подавляющего большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей (и юридических, и физических лиц) сегодня должным образом не оформлены. Из 12 миллионов собственников земельных долей всего лишь 0,4 миллиона прошли государственную регистрацию прав. Это всего 3,4 процента. Общая площадь неоформленных земельных долей составляет 110 миллионов гектаров. Это вопрос находится на контроле у президента.
А земля - это не только средство производства. Это еще и инвестиционный инструмент, который должен быть у сельского труженика. Он должен иметь возможность отдать ее в залог, получить кредит и на эти средства сеять и пахать. Для того чтобы урегулировать все правовые вопросы при оформлении земель сельскохозяйственного назначения в качестве залога при получении кредитов, мы разработали проект поправок в законы "Об ипотеке" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Сейчас он находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.
PГ: А как обстоят дела с социальным обустройством села, от которого напрямую зависит демографическая ситуация в стране?
Скрынник: И не только демографическая. Социальное развитие села является важной составляющей развития отрасли, поэтому мы уделяем особое внимание решению социальных вопросов.
В прошлом году около 34 тысяч сельских семей улучшили свои жилищные условия, в том числе 16,5 тысячи семей молодых специалистов, которые вернулись на село. Всего было введено 1 млн 760 тыс. квадратных метров жилья в сельской местности. Таким образом, были полностью выполнены показатели госпрограммы.
В этом году, несмотря на финансово-экономический кризис, строительство жилья на селе продолжается. Более того, сельхозтоваропроизводителям предоставлена возможность брать восьмилетние субсидированные кредиты на строительство жилья. Выделено 800 млн рублей на реализацию проекта по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений. Решаются задачи по водо- и газоснабжению сельского населения, строительству дорог.
С праздником!
РГ: Елена Борисовна, это интервью выйдет накануне дня работников сельского хозяйства. Что вы им пожелаете?
Скрынник: Я поздравляю всех своих коллег с праздником и хочу пожелать им успехов в труде. Он тяжелый. И это очень ответственно - кормить людей. Поэтому особенно важно, чтобы работа в поле и на ферме приносила достаток в дома. И радость. Мы понимаем, что крестьянам нужна поддержка, и сделаем все возможное, чтобы они ее имели.
Родилась в 1961 году в Челябинске.
В 1992 году получила диплом Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Прошла стажировку в Германии и Франции по специальности "лизинговые технологии".
В 1996 году основала и возглавила компанию "Медлизинг". С 1997 года руководила российской ассоциацией лизинговых компаний "Рослизинг", в 1998 году возглавила экспертный совет по лизингу Совета Федерации. В декабре 2001 года назначена гендиректором государственной лизинговой компании "Росагролизинг".
В 1999-2000 годах Русский биографический институт объявляет ее "Человеком года" в номинации "Экономика и предпринимательство". Елена Скрынник - доктор медицинских наук, кандидат экономических наук (тема диссертации - "Стратегия развития лизинга в агропромышленном комплексе страны").
Министерство сельского хозяйства РФ:
Орликов пер., 1/11, Москва, 107139
Тел.: (495) 607-8110, факс: (495) 607-8362
Тел. внутренний 868.
E-mail: info@ud.mcx.ru
(приемная Департамента управления делами)