08.10.2009 00:35
Власть

Чиновников заставят доставать справки за граждан

Чиновников пытаются заставить доставать справки за граждан
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №190 (5014)
Читать на сайте RG.RU

Минэкономразвития совместно с депутатами Госдумы подготовили законопроект, который может значительно облегчить жизнь россиянина, собирающего по ведомствам различные справки и документы.

В основе логичная, в общем-то, мысль: не должен человек бегать по кабинетам и высиживать длинные очереди, пусть всю цепочку проходит за него чиновник.

Чиновник мечты

Новшество должно коснуться целого ряда услуг населению - от оформления пособий, льгот, пенсионного обеспечения и регистрации по месту жительства до подачи налоговой декларации, оформления права собственности на недвижимость и многого другого. То же касается и бизнеса: выдачи разрешений, лицензий, регистраций и прочее. Как пояснил "РГ"представитель минэкономразвития, идея законопроекта в том, что все госуслуги граждане будут получать в многофункциональных центрах (МФЦ). То есть население будет избавлено от необходимости обивать пороги госучреждений, взаимодействовать с чиновниками будут работники государственных или муниципальных МФЦ.

Гражданину достаточно появиться в МФЦ два раза, первый - чтобы оставить заявление и сдать имеющиеся у него на руках документы для последующего оформления, второй раз - чтобы забрать уже готовые справки.

Сегодня по стране работает 37 МФЦ в 35 регионах, которые создавались с участием федерального бюджета. Еще порядка 30 МФЦ были открыты за счет региональных средств. Такие многофункциональные центры есть, например, в Московской, Иркутской, Липецкой областях.

Пока МФЦ существуют только в качестве эксперимента, но его уже называют удачным. Побудить все остальные регионы присоединиться к процессу федеральные власти хотят на законодательном уровне.

20 минут на брата

Чтобы понять, как схема работает в жизни, "РГ" обратилась в один из МФЦ, расположенный в городе Шелехове Иркутской области. МФЦ обслуживает город с населением 56 тысяч человек и ближайшие поселки. В качестве примера взяли процедуру приватизации жилья (напомним, согласно действующему закону ее срок заканчивается 1 марта 2010 года).

Итак, человек, желающий приватизировать жилье, должен принести в МФЦ ордер на квартиру. Если с момента выдачи ордера семья увеличилась, в МФЦ также должны прийти все родственники, которые сегодня проживают в квартире, для подтверждения своего согласия на приватизацию. После чего пишутся два заявления: на оформление договора социального найма (у большинства квартиросъемщиков этого документа нет) и на приватизацию. Правда, утверждение о том, что можно ограничиться только двумя походами в МФЦ, в данном случае не работает. Прежде чем сотрудники центра начнут собирать документы, будущий собственник жилья должен принести оплаченные квитанции на госпошлину и за услуги БТИ.

"Практически ежедневный график работы дает возможность существенно сократить время сбора и изготовления документов. По той же приватизации вместо двух месяцев мы укладываемся в один, - говорит директор шелеховского МФЦ Галина Сидорова. - Например, если для населения в том же БТИ выделены лишь пара приемных дней, сотрудников МФЦ они должны принимать ежедневно. В результате срок оформления техпаспорта на квартиру сокращается до недели. Можно сказать, мы отнимаем хлеб у многочисленных посредников, которые зарабатывают деньги за счет именно скорости оформления документов".

Единственное, куда гражданину в этой цепочке придется идти самому, это Росрегистрация.

В идеале со временем должна быть создана единая электронная база услуг, в которую будет стекаться информация из различных ведомств. Хотя, по словам Галины Сидоровой, вряд ли это сильно сократит время ожидания своих документов и справок. "Некоторые процедуры строго зарегламентированы. Например, регистрация прав собственности не может занимать меньше месяца", - говорит представитель МФЦ. Пока же в отдельных случаях для упрощения взаимодействия МФЦ с государственными и муниципальными структурами создаются так называемые удаленные рабочие места, например, для тех же работников Росрегистрации, которым стол со стулом ставят непосредственно в здании МФЦ.

Кстати, вся деятельность центров также подчинена определенным правилам, прописанным в специальных требованиях, общих для всех центров: на общение с посетителем МФЦ сотруднику отводится от 20 до 40 минут, время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут. Например, в шелеховском МФЦ, где работают шесть "окон", такими темпами за день успевают обслужить до 100 человек. Кроме того, все МФЦ должны быть оборудованы пандусом для людей с ограниченными возможностями, автостоянкой, а также находиться в пешей доступности от остановок общественного транспорта.

За дополнительную плату

Сам собой встает вопрос оплаты "дополнительной" услуги. Как бы МФЦ не превратились в обыкновенные коммерческие структуры, которые берут за свои услуги повышенную "таксу".

В минэкономразвития обещают, что с открытием МФЦ стоимость услуг для населения не изменится. Граждане и предприниматели будут платить установленные правительством платежи. Плата может взиматься только за дополнительные услуги, например, ксерокопирование документов.

Госуправление