Аграрный туризм был выделен в Европе в отдельное направление туриндустрии еще в 70-х годах прошлого столетия. К концу века оно стало приносить солидные доходы. В России на агротуризм обратили внимание лишь пару лет назад, когда столичное правительство выделило под его развитие первые средства.
Аутентичный формат
Агротуризм называют разными словами - деревенский, фермерский, "зеленый". Сути это не меняет. Прежде всего это ставка на аутентичность и тотальное погружение в сельский формат, где нет асфальта и хай-тека, автобусов с галдящими экскурсантами и суеты. Как правило, это индивидуальный, семейный отдых. При этом агротуризм - вовсе не полный отказ от цивилизации. Выгодное отличие такого тура от обыкновенной аренды домика в деревне в том, что к жилищу добавляется фактически полный комплект классических курортных сервисов: питание (при желании почти круглосуточное), уборка, стирка, глажка. Но при этом главным пунктом развлекательной программы остается знакомство с местной культурой, традициями и ремеслами. Плюс экскурсии по самым интересным и действительно почти нехоженым окрестным тропам. В эксклюзивности всего этого и в адресном подходе можно не сомневаться.
Организацию досуга агротуриста берут на себя не монстры туриндустрии, а частники - фермеры, крестьяне и т.д. Агротуризм для них - самый что ни на есть малый бизнес, развивающийся параллельно приусадебному хозяйству. При должной поддержке этот бизнес приносит двойную пользу. В подтверждение этому - слова депутата Госдумы РФ, члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Константина Бесчетнова: "Агротуризм может стать одним из направлений развития не только внутреннего туризма, но и фермерских хозяйств. Идея привлечь в сельскую местность потенциальных инвесторов очень даже неплоха: многие горожане мечтают перебраться жить на природу, где есть экологически чистые продукты и прочие радости сельской жизни".
Из "прочих радостей жизни" можно отметить еще парное молоко и натуральный квас вместо стандартных капучино и коктейлей, баню вместо джакузи, народные песни вместо караоке и настоящую рыбалку или охоту вместо поточных сафари на джипах. Это в идеале. На практике вариации на тему бывают самые разные.
Заграничная модель
У европейцев было так. Первооткрыватели бизнеса - французы и итальянцы - путь к сердцам своих первых туристов прокладывали преимущественно через желудок, потчуя их домашним вином и свежайшими деревенскими блюдами. К 2000 году в одной только Италии насчитывалось более 10 тысяч хозяйств, практикующих агротуризм. Ежегодно они приносили в казну страны порядка 350 млн долларов. Не отставали от европейских соседей Швейцария, Испания и Греция. В результате только по официальным подсчетам и только в Европе сегодня действуют более 2 000 000 сельских "гостевых домов".
Причем каждая страна и даже каждая местность делают акцент на собственном неповторимом колорите - это могли быть чистейший горный климат и мастер-классы по стрижке овец, походы по неведомым закоулкам древних развалин или уроки гончарного дела.
В США одним из отцов-основателей деревенского туризма стал человек по имени Бретт Хербст, придумавший "кукурузные лабиринты": живой аттракцион в полевых условиях. Популярность его среди туристов оказалась настолько велика, что принесла американцу целое состояние и удостоила Книги рекордов Гиннесса.
Для россиян основным фактором, тормозящим процесс участия в европейском агротуризме, всегда был языковой барьер. Формат агротуризма не подразумевает наличия гидов, говорящих на языке гостя. Основное общение происходит с принимающей семьей, и если те не являются полиглотами, объясняться придется на языке жестов. И тут очень кстати пришлись сельхозугодья Польши, Чехии и стран ближнего зарубежья, где русский язык всегда более-менее понимали. Бесспорным лидером среди них является Белоруссия, на территории которой сейчас принимают туристов сотни усадеб. При желании отдохнуть на их территориях можно всего за $10 в сутки.
Российская модель
Достичь такого же размаха агротуризма в России пока не получается - слишком долго и деятельно отдыхали широкие массы соотечественников на собственных дачах, особенно в непростые 90-е. Тем не менее первые шаги делаются и у нас. Уже вовсю принимают туристов сельчане в Алтайском крае и Закарпатье, Забайкалье и Калининградской области. В среднем домик в нашей деревне обойдется в 100-150 рублей в сутки.
"Чтобы сельский туризм стал востребованным, должны быть созданы элементарные условия - дороги, общепит с торговлей в привычном для горожанина понимании, кафе, рестораны, - отмечает Константин Бесчетнов. - Другая важная проблема - разработка и продвижение пакетов услуг. Для этого селянам надо налаживать отношения с туроператорами. Не стоит сбрасывать со счетов географию, природные и погодные условия, архитектурные, исторические памятники, сувенирную продукцию - все это дополнительно привлекает туристов".
Конечно, отрасли сельского туризма нужна серьезная поддержка, в том числе информационная. На данный момент единственный профильный информационный ресурс по агротуризму в Рунете - это сайт "АгроТуризмАссоциации". Ее председатель Тарас Астахов убежден, что потенциал у агротуризма в России несомненен. "У нас в стране имеются и фермеры, готовые этим заниматься, и люди, которые хотят отдохнуть в сельской местности, но не могут найти подходящего места, - говорит Тарас Астахов. - Да и пример европейских соседей убеждает, что агротуризм - дело, во-первых, общественно полезное, а во-вторых, выгодное, причем всем, кто имеет к нему отношение. Для отечественного сельского хозяйства, находящегося в упадке, агротуризм мог бы стать натуральной панацеей. Однако без госучастия это направление туризма поднять почти невозможно".
"Причем экономическая азбучная истина гласит: рынок должен регулироваться не административными, а рыночными методами, - добавляет Константин Бесчетнов. - Административные рычаги приведут лишь к увеличению чиновничьего аппарата, надзирающих органов, которых в настоящее время и так в избытке. Интерес к сельскому туризму может возникнуть только через рыночные способы воздействия на инвесторов, выгодные предложения. Бизнесменам должно быть понятно, на чем они смогут заработать деньги. И эти заработки должны быть устойчивыми".