13.10.2009 00:20
Культура

На Московской биеннале вспомнили Андрея Платонова

На Московской биеннале вспомнили Андрея Платонова
Текст:  Жанна Васильева Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №193 (5017)
Читать на сайте RG.RU

"Кудымкор" - один из спецпроектов 3-й Московской биеннале современного искусства, который можно увидеть на винзаводе в галерее "Проун".

Подготовленная куратором Екатериной Деготь, художником Леонидом Тишковым выставка уже была показана летом в Пермской государственной художественной галерее. В Москве она отлично вписалась в ряд биеннальных проектов, перекликаясь с тезисом "Против исключения", заявленным Жан-Юбером Мартеном, куратором основного проекта.

"Сколько дела, и все нужное!" - написано на одной из кумачовых растяжек, которые делают пространство галереи похожим на рабочий клуб 1920-1930-х годов. На другой - "Поступать в мастерские могут положительно все, даже неграмотные!". Цитаты лозунгов взяты не из выступлений генсеков, а из писем художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка. Друг авиатора и поэта-футуриста Василия Каменского, сын строителя мельниц, уроженец пермского села Кудымкор (с 1926 года оно будет называться Кудымкар) Петр Иванович был человеком страстным и деятельным. Настолько, что в разгар Гражданской войны смог организовать государственные художественно-промышленные мастерские в Перми, Кунгуре, Кудымкаре. Чтобы представить всю фантастичность этого предприятия, надо вспомнить не только о голоде, тифе и войне, но и о том, что "даже неграмотным" предлагался выбор между театрально-декоративной, графической, живописной мастерскими... Это помимо обучения гончарному, столярному и переплетному делу. В 1919 году в Кудымкоре учились уже 127 человек, из них 97 детей. Одновременно он собрал коллекцию народного коми-пермяцкого искусства - набойные доски, предметы старинного быта, ткани... Их хватило на целый музей, открытый в 1921 году и существующий до сих пор.

... Выставка в "Проуне" замечательна не только тем, что дает возможность почувствовать невероятный воздух эпохи, смешавший людей, времена, стили. Нарисованный в манере кубистов "Рабочий" (1921) Субботина-Пермяка соседствует с вырезанным из дерева народным мастером Архангелом Михаилом, фотографии 1920-1930-х - с работами преподавателей и учеников мастерских, проекты памятников борцам революции - с идиллическими картинами "Жатва" и "Разбрасывание навоза на полях" самодеятельного художника Ивана Крохалева. И даже не тем, что проект возвращает забытых художников. Этот "локомотив будущего", заехавший в наше невеселое настоящее, снова ставит вопрос о смысле искусства. Да, конечно, жизнь коротка, искусство вечно. Но что, если искусство вечно только в том случае, если наполняет и меняет жизнь? Так, как оно изменило мир крестьянских детей благодаря Субботину-Пермяку и созданным им мастерским. И не только детей. Ученики Петра Ивановича вспоминали, как гордились жители своим Кудымкаром: "Летит дирижабль экспедиции Нобеля. Как всегда, весь городок коллективом смотрит на это новое диво. Слышу разговор в группе мужиков: "Не знает он, что летит над Кудымкаром. Непременно причалил бы".

Проект в "Проуне" интересен еще и тем, что их "локомотив" на всех парах несется на соседние полосы - литературы, истории, кино. Леонид Тишков рисует "житие" футуриста-революционера в "бедной" манере черно-белой книги, напоминающей разом лубок и роман воспитания, комикс и окна РОСТа. Полифоническая структура выставки напоминает документальный роман. Его персонажи словно сошли со страниц "Чевенгура" Андрея Платонова. Наивные мечтатели и любители искусств, они не похожи на победителей. Их пафос временами комичен. Но их искренность оплачена их собственной жизнью. А главное, их искусство врывается в настоящее. И будьте уверены, отправится в будущее.

Арт