13.10.2009 00:40
Экономика

Минрегионразвития собирается "обкатывать" программу развития монопрофильных городов в Байкальске и Тольятти

Монотерритории ждут госзаказов
Текст:  Ольга Бухарова Екатерина Дементьева Ольга Дмитренко Тамара Пересыпкина Юлия Санатина
Российская Бизнес-газета - : №39 (723)
Читать на сайте RG.RU

Минрегион готовит специальную программу по развитию монопрофильных городов. По словам замминистра регионального развития Юрия Осинцева, эта федеральная целевая программа должна появиться в следующем году. В ожидании ФЦП руководители территорий пытаются предпринять самостоятельные действия и придумывают собственные программы.

По мнению экспертов, на самом деле вариантов решения проблемы моногородов не так уж и много: либо государство погашает долги градообразующего предприятия, либо (еще лучше) размещает здесь госзаказы. Есть и третий вариант - найти эффективного собственника.

Эту позицию разделяет и мэр города Набережные Челны Ильдар Халиков, который считает, что моногорода больше всего сейчас нуждаются в госзаказах. В Набережных Челнах доля основного градообразующего предприятия КАМАЗ в общем объеме промышленного производства территории составляет не менее 70 процентов. В настоящее время на учете в службе занятости стоят почти 14 тысяч горожан.

- Рынок грузовых автомобилей упал на 70 процентов. А если, как прогнозируется, в ближайшие три месяца будет снижение объемов еще на 10 процентов, городу придется крайне сложно, - делится своими опасениями с корреспондентом "РБГ" Ильдар Шафкатович. На его взгляд, самой действенной госпомощью пока являются общественные работы, на которых уже занято более 25 тысяч бывших камазовцев.

Что можно предпринять для кардинального изменения ситуации? Мэр Набережных Челнов, не задумываясь, говорит, что ничего лучше диверсификации мир не придумал. Действительно, если бы в том же башкирском Нефтекамске НефАЗ не стал бы наряду с автобусами выпускать комбайны и трактора, предприятию, а значит, и всему городу пришлось бы сложно. В Башкирии есть своя республиканская концепция развития моногородов, которая рассчитана на ближайшие пять-семь лет и потребует вложения порядка 30 миллиардов рублей.

- Этот долгосрочный документ объединяет в себе стратегические программы, разработанные для двенадцати городов региона с монопрофильной экономикой, - рассказал в беседе с корреспондентом "РБГ" премьер-министр правительства республики Раиль Сарбаев. - В них проживают в общей сложности более 650 тысяч человек . Один из самых проблемных городов в республике - Агидель, где самый высокий в регионе уровень безработицы - девять процентов. Здесь в девяностые годы прошлого века заморозили строительство атомной электростанции, вокруг которой, собственно говоря, и планировалось развитие муниципалитета.

- Возобновить строительство АЭС планируется не раньше 2017 года, - комментирует ситуацию глава городской администрации Валерий Федоров. - Но у Агидели есть еще одна возможность выправить экономическую ситуацию - построить грузовой речной порт. Он сможет обеспечить работой как минимум 20 тысяч человек, то есть практически все население Агидели.

По данным Института региональной политики, в лидерах по количеству моногородов - Свердловская область. И едва ли не самая плачевная ситуация в Нижнем Тагиле. На Уралвагонзаводе с конца прошлого года несколько тысяч работников находятся в вынужденных отпусках из-за отсутствия заказов, прежде всего это касается мирной продукции: железнодорожных полувагонов, сельскохозяйственной и дорожной техники. В результате прогнозируется, что до конца года Нижний Тагил недополучит 604 миллиона рублей доходов. Это очень существенно, ведь собственные доходы города - три миллиарда рублей. Правда, глава города Валентина Исаева пыталась нас убедить, что по новой концепции города будут созданы новые отрасли, в том числе строительного и химического кластера. И заработает логистический центр, через который будет идти снабжение северного куста городов Свердловской области, Пермского края, ХМАО. Однако проговорилась, что больше всего надежд связано с включением Нижнего Тагила в федеральную программу поддержки моногородов.

По мнению экспертов, минрегионразвития будет "обкатывать" свою пилотную программу на Байкальске и Тольятти. Из первого собираются сделать туристический центр.

- Безработица в Байкальске очень высока - 19 процентов трудоспособного населения, - рассказывает о сегодняшней ситуации в городе заместитель мэра Байкальска Татьяна Глукман. Большая часть - это бывшие сотрудники Байкальского ЦБК. Ситуация осложняется тем, что крупных городов, где можно было бы найти работу, рядом с Байкальском нет - до Иркутска добираться 4-5 часов на поезде. А в районе если и требуются, то только врачи, педагоги, разнорабочие. Управляющая компания БЦБК "Континенталь Менеджмент" никаких альтернативных производств размещать на базе комбината не собирается. Отдельного плана по выводу города из кризиса у байкальской администрации нет.

- Но у нас есть программа социально-экономического развития Байкальска на 2006-2010 годы, мы формируем канву для событийного туризма, - делится своими идеями Татьяна Глукман. Вот летом проводили фестиваль клубники - большинство жителей выращивает ягоду на продажу. Провели конкурс инвестиционных проектов для малого бизнеса - 10 победителей получили небольшие средства на развитие дела.

Однако идея о том, что малый бизнес способен решить проблему моногородов, прозвучавшая на сочинском форуме, у многих экспертов вызвала сомнения. И не только у них. В тех же Набережных Челнах, по последним данным с начала года, открыли собственное дело всего 287 человек. 14-тысячная армия безработных камазовцев, судя по всему, не очень-то стремится в бизнес.

В Тольятти пока сами не знают, чем занять уволенных с АвтоВАЗа. То игрушки хотели было выпускать, то недавно профсоюзы предприятия предложили перенести в их город часть предприятий Роскосмоса, ФГУП "Рособоронэкспорт", а заодно и "Ростехнологии". Однако, по словам советника мэра Тольятти Алексея Миронова, вопрос переноса мощностей в Автоград сейчас находится только в стадии обсуждения. "Это один из вариантов решения проблем занятости уволенных, пока экономическая составляющая переноса производственных мощностей в Тольятти не просчитывалась, - сообщил Алексей Миронов.

Промышленность Макроэкономика