В Генпрокуратуре прошло очень важное координационное совещание, посвященное борьбе с коррупцией. На нем с большим докладом о проблеме рейдерства выступил председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Специально для "РБГ" он рассказал, почему так тяжело расследуются дела о захвате имущества физических и юридических лиц.
- Александр Иванович, как, по-вашему, возможно ли в нашей стране рейдерство без помощи милиционеров, чиновников, судей?
- Практика расследования таких дел показывает, что почти во всех случаях помощь рейдерам оказывают чиновники органов госвласти и местного самоуправления. По многим уголовным делам следователи видят по сути своей неправосудные судебные решения, в которых право собственности на захваченное имущество признается за рейдерами. Нередко сотрудники правоохранительных органов тоже оказывают "помощь" захватчикам - изымают носители информации с реестрами акционеров, а в них потом вносят изменения. В помощь рейдерам возбуждаются заказные уголовные дела. Не гнушаются участием в рейдерских захватах и представители выборных органов. Они инициируют депутатские запросы, искажают освещение событий в СМИ, выполняют другие заказы рейдеров.
- Какая ответственность прописана в законе за начальственную помощь рейдерам?
- К сожалению, вопрос о привлечении к ответственности чиновников ставится не всегда. Захваченное имущество, как правило, в итоге легализуется. Делается это множеством сделок по его отчуждению.
Причем те, кто вроде бы участвует в такого рода сделаках, - настоящие фантомы. Обычно это фиктивные юридические лица или компании, зарегистрированные в офшорах, а получить информацию нам очень сложно. При этом следователь, по сути, не имеет реальной возможности пресечь такие сделки.
А еще есть статья 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она не позволяет наложить арест на имущество при отсутствии подозреваемых и обвиняемых, даже если будет установлено, что оно получено в результате преступления.
Вот и получается, что после многочисленных махинаций имущество переходит в собственность уже добросовестных приобретателей и вернуть его истинным владельцам очень сложно.
- Выходит, что ныне действующее законодательство бессильно перед рейдерам?
- Скажу больше - опасные способы рейдерских захватов имущества в настоящее время вообще не подпадают под уголовно-правовые запреты. Судите сами: нет ответственности регистраторов за внесение заведомо ложных сведений в реестр участников юридических лиц. Поэтому привлечь их к уголовной ответственности при недоказанности сговора с рейдерами практически невозможно.
Фактически ни одной из статей УК не предусмотрены и действия, которые в кругу рейдеров получили название "корпоративный шантаж" или "гринмэйл".
- Что это такое и как выглядит подобный шантаж?
- Рейдер покупает небольшой пакет акций или доли в хозяйствующем субъекте. Потом под видом защиты своих прав дестабилизирует работу фирмы, обращаясь с надуманными заявлениями в правоохранительные и контрольные органы. Одновременно рейдер идет в суд и требует наложить арест на имущество. Цель жалоб и исков - вынудить компанию выкупить у него акции или доли по цене в десятки, а то и в сотни раз, превышающей их рыночную стоимость.
- Схемы рейдерства меняются?
- Они постоянно совершенствуются. Рейдеры идут на все. Главным следственным управлением направлены в суд уголовные дела по обвинению членов преступного сообщества под руководством Барсукова (Кумарина). Эта группировка известна как "тамбовская". Она захватила крупные фирмы Санкт-Петербурга, пыталась завладеть масштабными предприятиями. Захваты были жестокими, рейдеры шли даже на убийства и похищения людей.
- Что же делать в такой ситуации, когда сегодняшнее законодательство фактически бессильно перед рейдерами?
- Выход один - вносить поправки в действующие законы. И такие поправки мы уже разрабатываем.
- Расскажите про ваши предложения подробнее.
- Мы предлагаем ввести в УК специальную статью, предусматривающую ответственность за рейдерство либо включить его в качестве самостоятельного квалифицирующего признака в составы некоторых преступлений.
- Каких конкретно?
- Это мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, подделка или изготовление поддельных документов. Считаю, нужно установить уголовную ответственность государственных и частных регистраторов за незаконное внесение изменений в реестр участников юридического лица и проведение регистрации по заведомо подложным правоустанавливающим документам.
Обязательно надо предусмотреть уголовную ответственность за злоупотребление правами собственника акций или долей в уставном капитале хозяйствующего субъекта, в том числе в целях рейдерского захвата.
- И кто будет всем этим заниматься?
- Все вышеперечисленные преступления надо отнести к подследственности Следственного комитета при прокуратуре РФ. И вот почему. Очень распространено участие в таких преступлениях должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. А еще потому, что при расследовании таких дел возникают немалые сложности.
- Вы сами сказали, и это не секрет, что почти все рейдерские захваты узаконены последующими решениями судов. Что же делать?
- Считаю, что необходимо дополнить процессуальное законодательство положениями, предусматривающими право прокурора обратиться в кассационную или надзорную инстанцию арбитражного суда или суда общей юрисдикции с представлением об отмене неправосудного решения, которое препятствует предъявлению обвинения, вынесению обвинительного приговора или иному решению уголовного дела по существу.
- А как поступать с фактически украденным заводом или фирмой, ведь сегодня их нельзя тронуть, если захватчик - не фигурант уголовного дела или он вообще неизвестен?
- Очень важно предусмотреть процедуру наложения ареста на недвижимое имущество, явившееся предметом преступления, безотносительно установления лица, причастного к совершению деяния.
- Какие еще изменения в законодательство нужны?
- Надо отнести сведения, содержащиеся в реестре акционеров, к охраняемой законом тайне. Это сделает возможным изъятие носителя данной информации только на основании судебного решения. Кроме того, мы поддерживаем некоторые предложения, инициированные другими правоохранительными ведомствами.
В частности, предложение об усилении прокурорского надзора за оперативно-разыскной и процессуальной деятельностью по выявлению, пресечению преступлений данной категории.
Не менее эффективной представляется профилактика данного вида преступлений посредством общенадзорной деятельности, в том числе при проведении проверок соблюдения законодательства о бюджете, приватизации, корпоративном управлении государственными, муниципальными учреждениями и предприятиями, а также обществами с долей участия в них государства.
Заслуживает внимания и предложение о направлении в региональные следственные подразделения различных ведомств обзоры следственной и судебной практики по таким уголовным делам.
- Расследование дел по рейдерам - пока в основном прерогатива милиции. А каким образом подобные дела попадают к вам?
- Мы расследуем дела по рейдерству лишь по поручению прокуроров в тех случаях, когда субъектом преступления является лицо с особым правовым статусом. А еще когда факты рейдерства выявляются в ходе расследования других преступлений. Поэтому количество таких дел у нас относительно невелико.
- Если не секрет, то сколько?
- С момента образования Следственного комитета в производстве наших следователей было 79 уголовных дел. Из них 12 уже в суде, 59 - в производстве, из которых 29 дел - в Главном следственном управлении. Должен подчеркнуть: это дела повышенной сложности. Ведь в разработке технологий захвата участвуют структуры, которые обладают штатом высококвалифицированных юристов. Весомые суммы выделяют организаторы захвата на подкуп чиновников.
- Вы выступаете за общий подход ведомств к расследованию таких преступлений?
- Для формирования единообразной правоприменительной практики необходимо разработать ряд межведомственных подзаконных нормативных актов. Нужны совместные методические рекомендации по расследованию этих преступлений.
Анализ разработанных различными ведомствами предложений о совершенствовании законодательства и конкретных законопроектов говорит пока только об одном - об отсутствии согласованной позиции в сфере противодействия рейдерству.
Полагаю, что для решения этой проблемы необходимо создание межведомственной рабочей группы. Поясню: речь идёт не о какой-то новой структуре, а о совместной работе специалистов из различных заинтересованных ведомств и обмене опытом работы в рамках этой группы.