Сразу два события на прошлой неделе взволновало участников земельного рынка. Во-первых, правительство РФ продлило на 2 года запрет на распоряжение федеральными землями. Эмбарго на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, установленный для федеральных органов исполнительной власти, будет действовать до 1 января 2012 года вместо 1 января 2010 года. Кроме того, установлен запрет на проведение аукционов по привлечению инвестиций в отношении таких земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них.
Второе событие - президент Дмитрий Медведев поручил правительству разработать законопроект, направленный на решение проблем неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Планируются поправки, которые позволят изымать не используемые в течение трех лет земли сельхозназначения или существенно повышать на них налог.
В первом случае цена вопроса, по оценкам экспертов, как минимум 30 тысяч земельных участков, принадлежащих государству, общей площадью до 1,5 миллиона гектаров. Во втором, по оценкам депутатов Госдумы, - 200 миллионов гектаров сельхозземель.
Говоря о моратории на запрет распоряжаться федеральной собственностью, эксперты отмечают, что, с одной стороны, для бизнеса это потеря возможностей получить весьма привлекательные проекты. Потому что участки, которые планируется изымать и определять под застройку, отличаются ценнейшим качеством. Большинство из них находится в непосредственной близости от городов, некоторая часть даже оснащена инженерной инфраструктурой, что существенно снижает затраты на строительство. Ведь ни для кого не секрет, что именно прокладка инженерии требует серьезных капиталовложений.
С другой стороны, в условиях кризиса спрос на земельные участки упал, и сейчас, как утверждают участники земельного рынка, предложений в два раза больше, чем в прошлом году.
Что же касается инициативы изымать неиспользуемые земли, то эксперты считают, что в нашей стране вводить такую норму надо очень аккуратно. Как рассказала "РБГ" Наталья Шагайда, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А Никонова, ситуация сегодня по России очень разная. В одном месте землю скупили новые собственники, и действительно многие из них не собираются использовать ее в сельском хозяйстве. "Конечно, если в этой местности есть потребность для сельскохозяйственного производства и есть желающие фермеры или сельхозорганизации на эту землю, то возникает проблема создания стимулов использования данной земли, - говорит эксперт. - Но у нас есть территории, на которых нет землепользователей. Например, в Курганской области более половины сельхозугодий числятся за гражданами, но фактически они им не принадлежат".
Напомним, что сегодня миллионы граждан имеют так называемые земельные паи, которые они получили в начале 90-х годов, когда закончилась советская власть и на селе началась приватизация земли. Сельскохозяйственные угодья были поделены на условные земельные доли и переданы в общую долевую собственность сельских жителей, каждый из которых получил свидетельство о праве собственности. Собственниками сельскохозяйственных земель стали 11,8 миллиона граждан. К сожалению, процедура выделения из общих угодий своего земельного участка для ведения фермерского хозяйства в действующем законодательстве сформулирована не четко, и на практике получить свою долю очень сложно.
"Граждане и хотели бы взять эту землю, но не могут, - считает Наталья Шагайда. - Она числится огромным массивом за самими дольщиками, однако наладить использование этой земли дольщики не имеют возможности. Конечно, можно отнять у них эту землю, и что? Будет она у государства, а дальше? Здесь же есть надежда, что граждане, получив в реальности землю, смогут как минимум прокормиться, а государство собрать налоги. Ясно одно, что проблему неиспользуемых земель нельзя рассматривать одним подходом".