Перед отшумевшим в субботу топовым матчем "Россия - Германия" фанклубы контролировали продажу билетов, психологически поддерживали своих членов, участвовали в интернет-дискуссиях.
И было подумалось: вот они, ростки гражданского общества. Вылезли из самых народных недр, организовали и окультурили малоуправляемых футбольных болельщиков. Об отношениях общества в целом и общества футбольных фанатов - разговор "РГ" с идеологом и ветераном этого движения Амиром Хуслютдиновым.
Российская газета: Фанклубы - это гражданская сила или просто культурный феномен?
Амир Хуслютдинов: К сожалению, нынешние фанклубы работают исключительно сами на себя и авторитета в широких массах у них нет. Они мало помогают болельщикам с их насущными проблемами. А их немало, это и разбор конфликтов и разногласий с правоохранительными органами, и юридическая поддержка на выездах. Все ограничивается банальным распределением билетов или охаиванием действий милиции в Интернете и прессе.
РГ: Фанаты огорчены поражением?
Хуслютдинов: Знаете, чем обыватель-болельщик отличается от фаната? Первый живет от результата. А фанат может и результат простить, если видит, что ребята, которые на поле, отдали все. Кто-то может быть умнее и удачливее. Этим кем-то оказались немцы. Обыватель этого не поймет - ему давай победу. Матч для него - вариант шоу: дополнение к пиву, к дурацкой шапке с рогами и дудке. Фанаты, при всей своей экзальтированности, лояльнее относятся к людям, которые занимаются спортивной профессией. И еще. Это не совсем простой матч был для моего поколения. Хотим мы того или не хотим, наша общая с Германией история накладывает отпечаток. Я уважаю немцев как нацию - они боевые, честные в игре. На Русь они приходили не один раз и уходили с разными результатами. В субботу - победили.
РГ: Почему у вас такое странное для фанатских кругов прозвище - "профессор"?
Хуслютдинов: Оно прилипло ко мне еще в 80-х годах. Наверное, за то, что считаю: если называешь себя фанатом, то хотя бы элементарными знаниями по истории клуба и игроков должен обладать.
РГ: Вы чувствуете негативный по отношению к себе настрой?
Хуслютдинов: Я не люблю вешать ярлыки. А в нашем обществе любят: принято считать, что те, кто на стадионе, - это стадо. В нас видят исключительно люмпенов. Но это ведь не так.
Как только человек одевается в цвета клуба, он теряет в правах. К нему совершенно по-другому начинают относиться и власти, и обыватели. Он априори уже виноват. В 90-х годах с фанатами расправлялись очень жестко. И этим подхлестнули волну агрессии. Если в 15 лет человек готов получать по голове, то в 18, если получает в течение трех лет подряд, он преображается в злобного боевика. Власти сами вырастили поколение, которое не боится поднять руку на человека в форме. Чего не было ни в 70-х, ни в 80-х. Милицию первые фанаты уважали. И она их тоже. Между тем человек, который готов отстаивать свои идеалы, - это будущее общества. Потому что раб может жить только в рабстве. И если вы дадите ему мрамор, он построит мраморный барак.
РГ: Любовь мужчин к футболу заложена в их древней любви к игре в войну. А что на стадион привлекает женщин?
Хуслютдинов: Всю историю человечества люди объединялись и выступали за свой клан, за свои цвета, флаги. Сейчас поля настоящих битв, к счастью, закрыты. Но есть футбольные. И поиск братства - в крови мужчины. А обывателя зомбируют на то, что главное в фанатском движении - прийти на стадион и "обдолбить" кого-нибудь. Поверьте, а у меня было море выездов, боевых, то есть с драками, не набирается и десяти процентов. Хотя trouble, конечно, запоминается больше всего. Ну а женщины на футболе... За очень редким исключением они туда попадают в очень юном возрасте. Чуть-чуть по-другому было лет 50 назад, когда в театр попасть - не каждому по карману и по уму, и стадион посещали как культурное мероприятие. Сейчас женщины быстро пропадают со стадиона. А девочки туда идут за мальчиками. Здесь огромное количество мужчин, с которыми можно познакомиться, плюс красивые шарфы, флаги, "фенечки" какие-нибудь. Мало кто идет из-за любви к игре. Это мода...
РГ: Мода на футбол?
Хуслютдинов: Да, вот смотрите, еще несколько лет назад на игры сборной вообще никто не ходил. Не беру престижные матчи с Англией и Германией. Помните, Голландия приехала в Москву играть товарищеский матч на "Локомотиве". И две трети стадиона не забили. Где были любители сборной и страны, которые за месяц до этого, после нашей победы, носились по Москве на машинах, орали и размахивали флагами? Это пена.
Есть у болельщиков такое выражение "глория хантер" - охотник за славой. Это тот, кто будет с командой, только если она на коне. Был матч "Россия - Азербайджан". И где эти товарищи были? Непафосный матч! Другое дело с Англией - здесь они тут как тут. Вокруг сборной сейчас трется множество "глория хантеров". Они не бывают на выездах.
РГ: Когда в России возникла субкультура футбольных фанатов?
Хуслютдинов: В 70-х. И власти очень долго не могли понять, что это такое и откуда его надуло. Почему молодой строитель коммунизма вместо того, чтобы строить БАМ, собирать в подшефном колхозе картошку или помогать бабушек через дорогу переводить, орет "Спартак - чемпион!" и едет по городам?
РГ: Сами себя как вы со стороны бы оценили?
Хуслютдинов: Фанаты - это очень специфическое сообщество. Близко детям и женщинам к ним подходить не нужно. А жизненная злость - пусть она выплеснется в ругани по поводу неправильно выполненного подката. Мы не ангелы, и когда идет атака на наш сектор, здесь все средства защиты хороши, но просто крушить кресла не допустим.
РГ: Есть среди ваших пенсионеры?
Хуслютдинов: Изначально это молодежная субкультура. Потому что нужна большая активность и сила. В пожилом возрасте выезды в другие города и страны не потянешь. У нас есть своя возрастная градация: 13-16 лет - "пионеры", с 16 до 24 - "молодые". Дальше - "старая гвардия" до 30 лет. А старше - большая редкость.
РГ: А знаменитости? Михаил Боярский в сине-белом шарфике?
Хуслютдинов: Фанатское сообщество относится вот к такой театральности отрицательно. Актер Боярский с кем-то поспорил, что будет ходить в шарфе с символикой "Зенита". На стадионе это уместно, а подчеркивать свою принадлежность к фанатам на сцене, в обществе - это детский сад. Табаков, Смольянинов, Ефремов - никакие не фанаты. Просто они заметны на трибунах.