15.10.2009 00:10
Экономика

Депутаты предлагают полностью запретить рекламу лекарств на телевидении и радио

Депутаты предлагают полностью запретить рекламу лекарств на телевидении, радио и в неспециализированных изданиях
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Столичный выпуск: №194 (5018) Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (5019)
Читать на сайте RG.RU

В очередной раз в Госдуму был внесен законопроект о полном запрете рекламы лекарств на телевидении, радио и неспециализированных (немедицинских) СМИ.

Заметим сразу, автор нынешнего законопроекта депутат Антон Беляков - отнюдь не первопроходец. Весной прошлого года обсуждалось аналогичное предложение Законодательного собрания Вологодской области, а еще раньше с подобной же инициативой выходили архангельские депутаты.

Заявив, что вносит в Госдуму "запретительные" поправки в статью 24 Закона "О рекламе", Антон Беляков пояснил, что, по его мнению, ныне действующее рекламное законодательство не только неспособно обеспечить безопасность употребления лекарственных препаратов, но и провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья их применение.

Действительно, не стоит большого труда припомнить примеры некорректной рекламы: скажем, слоган "некогда болеть" и предложение воспользоваться проверенным средством против симптомов простуды и гриппа. Хотя любой грамотный человек знает: подхватив вирусную респираторную инфекцию (проще говоря, простуду), надо сидеть дома, лечиться и не распространять заразу.

Как правило, практикующие врачи выступают против рекламы. Ведь им нередко приходится сталкиваться с пациентами, которые, занимаясь самолечением, нанесли себе вред.

В минздравсоцразвития "Российской газете" сообщили шокирующие данные: оказывается, в прошлом году у нас официально зарегистрировано 1625 смертей из-за отравления лекарственными веществами.

Значит, действительно пьем все подряд без оглядки на назначение врача?

Впрочем, предупредили в министерстве, делать выводы в связи с такой статистикой нужно все же крайне аккуратно. Данных о том, что отравления были непреднамеренными и тем более, что препараты принимались исключительно под воздействием рекламы, нет. Так, 359 человек ушли из жизни, перебрав снотворных, - довольно известный способ относительно "безболезненного" самоубийства.

Тем не менее противников у строгих запретов тоже предостаточно. Так, один из разработчиков действующего Закона "О рекламе", доцент кафедры управления здравоохранением ММА им. Сеченова Елена Вольская заявила "Российской газете": "Если рекламная кампания проводится корректно, она имеет право на существование. Потому что такая реклама - это информация, дающая пациентам достоверные сведения о новых препаратах, появляющихся на рынке".

По мнению эксперта, нынешний закон достаточно жесткий, и при соблюдении его норм пациент получает вполне объективную информацию о лекарстве. Кроме того, рекламодатель обязан предупредить его о возможных противопоказаниях и необходимости проконсультироваться с врачом.

Это условие выполняется рекламодателями почти всегда. Но вот выполняют ли рекомендацию пациенты?

Специалисты также настаивают, что лекарство лекарству рознь: есть рецептурные препараты, небезопасные в применении, нуждающиеся в контроле за состоянием пациента. Они могут - и должны - назначаться только врачом. Их действительно нельзя рекламировать на каждом углу. А вот безрецептурные лекарства, которые разрешено покупать свободно, в таких строгих рекламных ограничениях не нуждаются.

Другое дело, что в наших аптеках запросто можно купить рецептурные препараты без рецепта. А врачи, как известно, нередко небескорыстно занимаются "продвижением" препаратов, сотрудничая с их производителями. На эту ставшую уже привычной практику на днях обратил внимание глава правительства Владимир Путин. В таких условиях точку зрения, отстаивающую право пациента на полную информацию, можно только приветствовать - думающего человека это может оградить от ненужных назначений и лишних трат.

По мнению директора по маркетинговым исследованиям "Фармэксперта" Давида Мелик-Гусейнова, нужно не столько запрещать рекламу лекарств, сколько наводить порядок в сфере их распространения. В США, привел пример эксперт, по телевидению разрешено рекламировать и рецептурные, и безрецептурные лекарства. Но попробуй купи "серьезный" препарат без рецепта - это невозможно.

"Безусловно, проблема в том, что россияне лечатся бесконтрольно", - считает Давид Мелик-Гусейнов. Но, к сожалению, у пациента нет сегодня стопроцентной гарантии, что когда он попадет на прием к доктору, тот поставит правильный диагноз и сделает адекватное назначение. "Это все звенья одной цепи, и нужны кардинальные изменения в этой сфере", - заключил эксперт.

В минздравсоцразвития вчера новацию прокомментировали очень сдержанно: с одной стороны, есть откровенные нарушения в сфере рекламы (причем более вопиющи они не на лекарственном рынке, а на рынке биологически активных пищевых добавок, которые нередко представляются как панацея от серьезных болезней). Но, с другой стороны, безусловно, у пациента есть право на получение информации о лекарственных препаратах. С плеча тут рубить нельзя, считают чиновники, надо изучить международный опыт и попытаться "переложить" его применительно к нашим реалиям.

Бизнес Госдума Минздрав