В США на 1000 жителей насчитывается 40 доноров, регулярно сдающих кровь. В России этот показатель составляет 13-14 в Москве и Санкт-Петербурге и 7-9 в остальных регионах. Причем половина из них - это родственники и близкие людей, нуждающихся в переливании крови, еще около 35 процентов сдают кровь за вознаграждение и только 10-15 процентов россиян делятся своей кровью безвозмездно.
Минздравсоцразвития утверждает, что потребность учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах крови растет из года в год. Это связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций и осложненных родов. Однако на сегодняшний день число доноров сократилось на 20 процентов по сравнению с 2001 годом и продолжает уменьшаться. Это привело к тому, что сейчас в российских больницах, по данным министерства, удовлетворенность в компонентах крови составляет 40 процентов, в препаратах плазмы крови - около 10 процентов.
Аналогичный процесс идет и в западных странах. Всемирная организация здравоохранения отмечает растущую с каждым годом потребность в донорской крови и препаратах крови. Основные группы нуждающихся, по информации ВОЗ, - женщины с осложнениями беременности, лица, получившие серьезные травмы, и дети с тяжелой, угрожающей жизни анемией. Особенно остро дефицит донорской крови ощущается во время военных конфликтов, в экстренных ситуациях - после аварий, катастроф и природных катаклизмов, когда одновременно большому количеству людей требуется донорская кровь.
Чтобы решить проблему дефицита, эксперты ВОЗ рекомендуют повсеместно улучшать работу с донорами для обеспечения глобальной "доступности и безопасности крови". Таким же путем идет и наша страна. В целях поддержки донорского движения и модернизации доставшихся нам в наследство с советских времен станций переливания крови была разработана государственная программа развития Службы крови в России на 2008-2011 годы. На ее реализацию из государственного бюджета уже было выделено около 16 млрд рублей, однако дефицит донорской крови пока ликвидировать не удается.
Справиться с нехваткой крови медики не могут в силу разных причин: это и старение нации, и быстрое распространение инфекционных заболеваний, и ухудшение экологических условий. Поэтому, считают эксперты, традиционалистский подход к решению проблемы бесперспективен. Будущее, по мнению руководителя кафедры клинической трансфузиологии и гематологии ММА имени Сеченова профессора Алигейдара Рагимова, за молекулярной биологией, генной инженерией, а также за биотехнологиями, которые помогут решить проблему дефицита крови.
Особое направление, над которым бьются ученые всего мира, - создание искусственной крови. Знаковые открытия в этой области уже сделаны в Японии и США, где ведутся разработки кровезаменителей на основе модифицированного человеческого или животного гемоглобина. С 1998 года для лечения животных разрешен кровезаменитель Oxyglobin, а с 2001 года - препарат для лечения людей Hemopurе, производимый на основе гемоглобина крупного рогатого скота. Создала эти препараты американская компания Biopure Corporation, с которой в течение пяти лет сотрудничала российская OPK Biotech - структура российской Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Недавно ОПК приобрела американского лидера биотехнологий, которому принадлежат около 30 патентов в области гематологии. В создание препаратов Hemopurе и Oxyglobin было вложено больше 600 млн долларов, еще 100 млн долларов выделили конгресс и минобороны США - на проведение клинических испытаний этих препаратов.
Гендиректор аналитического агентства DSM Group, специализирующегося на исследованиях фармрынков, Александр Кузин считает, что многие компании, ведущие разработки инновационных препаратов и технологий, в кризис лишились финансирования. Однако в случае с Biopure компания получила мощного инвестора, для которого эти вложения будут отнюдь не портфельными. С другой стороны, это приобретение откроет новые перспективы для российской науки, ускорит реализацию нацпроекта "Здоровье" и станет источником значительных налоговых отчислений в российский бюджет. Кроме того, это реальный шаг к ослаблению сырьевой зависимости российской экономики, к ее переходу на инновационный путь развития, первое подтверждение словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной о том, что Россия к 2020 году станет ведущей державой в таких отраслях, как аэрокосмос, нано- и биотехнологии.
Как раз такой инновационный продукт и выпускает теперь OPK Biotech. Из крови крупного рогатого скота выделяются красные кровяные тельца, из них - гемоглобин, который проходит дополнительную очистку от остатков других белковых соединений, а затем группируется в полимерные соединения. Как и настоящая кровь, Hemopure разносит кислород в ткани организма и забирает из них углекислый газ, при этом не имеет ее недостатков. Hemopurе абсолютно безопасен, в отличие от донорской крови при его применении отсутствует риск заражения инфекционными заболеваниями (гепатитом С, СПИДом, сифилисом, цитомегаловирусной инфекцией, которая может вызвать тяжелые нарушения в развитии плода, и др.). Даже сверхсовременные тесты донорской крови не могут дать 100-процентной гарантии, что во время переливания пациент не получит опасную инфекцию. Причиной тому, как отмечают в ВОЗ, могут быть и лабораторные ошибки, и то, что кровь брали у донора, когда он был уже болен, но антитела к вирусу в его крови еще не появились.
Инновационный препарат не только безопасен, но еще и универсален - он подходит людям с любой группой крови. Помимо этих преимуществ, Hemopure сохраняет свои полезные свойства в течение трех лет при температуре +30 С и полтора года - при + 40 С, тогда как донорская кровь может храниться лишь до 3 недель. Такие свойства заменителя крови позволяют иметь его в штатном наборе каждой кареты "скорой помощи".
Сейчас специалисты изучают эффективность препарата при лечении опасной для жизни анемии у пациентов, страдающих острым миелобластным лейкозом (ОМЛ). При этом заболевании клетки крови, в том числе и эритроциты, либо незрелые, либо их крайне мало. В результате у больных, а чаще всего это пожилые люди и дети, развивается анемия, которая приводит к острому кислородному голоданию всех тканей и органов. Проводить химиотерапию при этом нельзя, но без нее пациент погибнет в течение нескольких месяцев. Чтобы выжить, такой больной нуждается в еженедельных переливаниях крови, однако регулярные переливания приводят к избытку в организме железа, в тяжелых случаях - к интоксикации. Возможно, Hemopurе станет спасением для больных ОМЛ.
В настоящее время OPK Biotech производит кровезаменители в США на двух своих заводах в Кембридже, штат Массачусетс, и Саудертоне, штат Пенсильвания, общей мощностью 500 тыс. доз препарата в год. В ближайшее время российская компания планирует построить в России и за рубежом несколько новых заводов и научно-производственный комплекс, где совместными силами российско-американских ученых будут совершенствоваться имеющиеся в активе OPK Biotech биотехнологии.