14.10.2009 00:37
Экономика

Для пассажирских лифтов установили предельный срок службы

Для пассажирских лифтов установили предельный срок службы - 25 лет
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №194 (5018)
Читать на сайте RG.RU

Скоро все российские пассажирские лифты и их механизмы в обязательном порядке будут проходить ежегодное "освидетельствование". И в случае отрицательного заключения им пропишут обязательный ремонт или модернизацию.

Установлен и предельный срок эксплуатации лифтов - 25 лет с момента первого запуска. Раньше время службы подъемников не ограничивалось. Эти и другие новшества содержатся в техническом регламенте о безопасности лифтов, который сегодня публикует "РГ". Регламент утвержден постановлением правительства и вступит в силу через год.

С точки зрения технологических требований к производителям современных качественных лифтов, этот документ безупречен, сказал Владислав Герасимович, член экспертного совета "лифтовой секции" Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям. В нем подробно прописаны параметры скорости, грузоподъемности, пожароустойчивости, которыми должен обладать идеальный подъемник. Теперь все без исключения лифты будут оснащены тревожной сигнализацией для связи с диспетчером, системой вентиляции и генераторами, позволяющими освещать кабины в случае внезапных перебоев с электричеством.

Не забыта и антивандальная отделка кабин. Пол, стены и потолок лифтов должны изготавливаться из особо прочных материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания. Особые устройства должны обеспечивать эвакуацию людей из кабины в случае ЧП. Подумали авторы документа и об инвалидах. Лифты должны конструироваться так, чтобы в них свободно проходили инвалидные коляски, а в кабине были поручни.

А вот организационная часть регламента, предупреждает Герасимович, хромает. И как он будет реализовываться, не совсем понятно. В частности, кто в итоге отвечает за обслуживание лифтов - эксплуатационники, ремонтники или собственники? Ведь обязанности собственников лифтов в регламенте, уверяет эксперт "РГ", только декларируются. Тем самым их ответственность за несоблюдение условий регламента размывается. Для того чтобы документ заработал на практике, действительно обеспечивая безопасность пассажиров, предстоит внести изменения в некоторые законодательные нормы, например, в Жилищный кодекс. Благо для этого, по словам Герасимовича, есть еще год.

По данным Ростехнадзора, из 500 тысяч лифтов, которые сегодня работают в России, почти 40 процентов выработали свой срок и требуют полной замены. В регламенте зафиксированы сроки, в которые их владельцы должны представить лифты на экспертизу. К примеру, подъемники, изготовленные до 1992 года, должны пройти ее в течение пяти лет. Многие лифты в итоге придется менять, модернизировать. А это потянет как минимум на 1-1,5 миллиона рублей (стоимость одного подъемного устройства). Если для муниципальных домов средства будут изыскивать местные бюджеты, а для недавно построенных - сами жильцы-собственники с своими управляющими компаниями, то, к примеру, ведомственный жилищный фонд ждут проблемы. Зачастую его собственники неизвестны.

Предстоит также наладить процесс эксплуатации и ремонта лифтов. Сложившаяся в этом секторе система конкурсов и тендеров, по мнению собеседника "РГ", полностью себя изжила. Выиграв конкурс по демпинговым ценам, фирмы-однодневки зачастую безнаказанно перепродают подряды случайным компаниям. Поэтому должны появиться корректирующие нормы, обязывающие как минимум на три года заключать эксплуатационным организациям прямые договоры с собственниками жилья и с муниципалитетами.

ЖКХ