Как известно, в России все мужчины прекрасно знают, как ухаживать за женщинами, водить автомобиль и пить водку. Не меньше знатоков и по вопросу, как именно следует справиться с нелегальным рынком спиртного. Но тут мы традиционно начинаем впадать в крайности: кто-то предлагает жесткую госмонополию, кто-то - жесточайший "сухой" закон, (хотя, казалось бы, дважды опробованное в XX веке введение пресловутого "сухого" закона - в 20-х годах в США и в начале века в России - давно уже доказало несостоятельность данной меры).
Между тем правительство страны всерьез озаботилось проблемой нелегального алкогольного рынка. Более того, уже сегодня предприняты ощутимые шаги по нормализации положения. Но, пожалуй, самое важное, что впервые за последние пятнадцать лет рынок четко представляет вектор, по которому будет двигаться государство в своей борьбе с нелегальным алкоголем.
Основными вехами в создании "антинелегальной" государственной стратегии стали два совещания - 23 апреля 2009 года под председательством премьер-министра и 12 августа 2009 года под председательством президента. Тогда с участием представителей всех ключевых ведомств - мин экономразвития, минфина, МВД, минздравсоцразвития, ФНС, Росалкогольрегулирования - и был одобрен комплекс мер по стабилизации ситуации на алкогольном рынке. Так что сейчас уже завершается работа по подготовке проектов нормативных актов, призванных коренным образом изменить ситуацию на рынке.
В первую очередь это усиление контроля за розничной торговлей. Ведь сейчас "розница" не несет никакой реальной ответственности за продажу "левака" и соответственно качество товара. По документам весь поступающий товар будто бы легальный, а на самом деле он вполне может быть произведен без уплаты акциза и НДС.
А вот на Западе ответственность за товар несет именно конечный продавец, поэтому он трижды подумает, стоит ли брать на реализацию "левак", если рискуешь остаться без разрешения на торговлю. Поэтому в России сегодня необходимо установление единых и жестких правил и требований по торговле алкоголем.
Должны быть установлены ограничения по месту продажи алкоголя, времени его продажи и возрасту покупателя, введен единый порядок лицензирования розничной торговли. Ведь сейчас каждый регион (а именно субъекты Федерации выдают розничные лицензии на право продажи алкогольной продукции) устанавливает свои правила игры для розничных продавцов, которые зачастую очень сильно отличаются друг от друга. Где-то торговля алкоголем находится в буквальном смысле слова в ежовых рукавицах, а где-то, наоборот, водку можно купить на каждом углу.
Во-вторых, министерства и ведомства завершают согласование изменений в законодательство, касающихся введения лицензирования транспортных перевозок спирта.
Сейчас благодаря тому, что акциз на спирт значительно ниже акциза на алкогольную продукцию, продукция недобросовестных производителей спирта на пути к ликеро-водочному производителю подчас "исчезает". При этом формально спиртзавод в этом процессе никак не участвует: отгрузил спирт - и все.
На самом деле производитель полюбовно договаривается с транспортником, и "потерявшийся" спирт уходит на подпольный водочный завод. Небесплатно, естественно. А с введением лицензирования появляется ответственность перевозчика. Ведь в случае нарушения он опять же никогда не получит лицензию снова.
Наконец, повышается ответственность за нелегальный оборот алкоголя. Сейчас компания, которая попалась на "леваке", может отделаться штрафом в несколько сот МРОТ (и никого это особо не пугает). Поэтому МВД подготовило поправки, которые существенно ужесточают наказания.
Кстати, перечень нововведений на этом не заканчивается. На совещании у президента было дано поручение проработать вопрос о введении минимальной цены на алкоголь. Обсуждается также вопрос введения единой ставки акциза на всю алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Само по себе существование обширного рынка нелегального спиртного ни у кого сомнений не вызывает. По данным Росстата, в прошлом году в стране было продано 177 миллионов декалитров водки и ликеро-водочной продукции. А вот произвели легальные российские производители только 121 миллион декалитров спиртного. Несложный арифметический подсчет показывает, что нелегальный алкогольный рынок в прошлом году составил в России как минимум 56 миллионов декалитров. То есть больше трети.
На самом же деле объемы "левака" гораздо больше. Следует учитывать, что в Росстат для анализа попадают только данные имеющих лицензию на розничную торговлю алкоголем торговых сетей и точек продаж. А сколько магазинчиков и ларьков, особенно в регионах, торгуют спиртным "из-под прилавка"?! А сколько "лицензированных" магазинов не декларируют часть своих продаж?
Поэтому, по данным экспертов, в реальности объем совокупных розничных продаж алкогольной продукции на рынке составляет более 200 млн далл. То есть объем производства нелегального алкоголя в реальности составляет не 56 млн далл, а значительно больше.
Как известно, в конце прошлого года была создана специализированная структура - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). До этого момента, напомним, алкогольный рынок пытались регулировать чуть ли не пять различных министерств и ведомств. А каким бывает результат в случае совместной деятельности стольких "нянек", увы, прекрасно известно.
Еще очень важно, что при передаче ключевых контролирующих функций в новое ведомство в правительстве был выбран не революционный, как часто бывает принято, а эволюционный подход.
Выдача лицензий и акцизных марок, введение ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) - все это будет передаваться в новую федеральную службу поэтапно и только по мере готовности к полноценному осуществлению этих функций. (Планируется, что процесс передачи пройдет уже этой осенью и зимой.)
Значение подобной схемы трудно переоценить, поскольку всем прекрасно известно, сколько благих начинаний рушилось из-за принципа "взять все - и поменять". Самое главное, что при эволюционном подходе страна застрахована от повторения ситуации 2006 года, когда из-за введения ЕГАИС рынок просто "встал". Причина тогда была сугубо формальной: дату введения ЕГАИС заранее установили законодательно (1 июля 2006 года), но к этому сроку система еще не была готова.
Похоже, в этот раз государство всерьез взялось за наведение порядка на алкогольном рынке. Очевидно, что в правительстве настроены весьма решительно - на совещании у премьер-министра было принято решение о создании правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка под председательством первого заместителя председателя правительства Виктора Зубкова.