Почти как в поговорке: не было бы счастья, да кризис помог.
Президент федерации тенниса и председатель совета директоров Кубка Кремля Шамиль Тарпищев считает, что на стартовавшем вчера юбилейном турнире можно как нельзя лучше рассмотреть наш ближайший резерв. Об этом он говорил в беседе с корреспондентом "Российской газеты" после официальной жеребьевки.
Российская газета: Шамиль Анвярович, знаю, что в последний момент в Москву рвались многие иностранные теннисисты, они хотели получить специальные приглашения. В мужской сетке, по регламенту, таких "свободных карточек" три, в женской - две. Но все вакантные места в основной сетке были предоставлены исключительно нашим игрокам. И, говорят, была острая борьба...
Шамиль Тарпищев: В основную сетку просились Эрнест Гулбис из Латвии, немец Николас Кифер, киприот Маркос Багдатис и Михаил Кукушкин, представляющий Казахстан. Но мы им не дали "карточки" - дали всем своим: Андрею Кузнецову, чемпиону юниорского Уимблдона и еще двум перспективным молодым теннисистам - Евгению Донскому и Михаилу Бирюкову. Это уже борьба, правда?
РГ: В итоге Кифер и Кукушкин играли квалификацию, а Багдатис и Гулбис отказались проходить через отборочное сито.
Тарпищев: Но это их решение. Наша задача - дань шанс своим.
РГ: В женской сетке приглашения получили россиянки Ксения Первак и Яна Бучина. А ведь вы говорили, что может заявиться Светлана Кузнецова?
Тарпищев : Объясню турнирную специфику. Есть определенный срок, до которого может заявиться игрок первой мировой "десятки". В случае с Кубком Кремля время истекало в минувшую пятницу в 16 часов. Мы ждали Кузнецову. Она очень долго думала: играть - не играть? Но все-таки решила не выступать. Почему от этого решения Светы многое зависело? Потому что, если бы Кузнецова захотела участвовать в Кубке Кремля, то тогда бы в основную сетку не попадала бы Чакветадзе. Ей бы пришлось давать уайльд кард. Ну и мы дождались окончательного отказа Кузнецовой и дали спецприглашения Ксении Первак, чемпионке Открытого первенства Австралии-2009 среди юниорок, и Яне Бучиной, дошедшей до финала на Открытом чемпионате США, тоже в юниорском турнире.
РГ : Одна сенсация на Кубке Кремля уже произошла, на жеребьевке: Марат Сафин в первом круге попал на Николая Давыденко...
Тарпищев: ... Или наоборот. Тут еще вопрос, кто на кого попал? Потому что я думаю, Николаю сложнее будет выступать после его триумфа в Шанхае. Во всяком случае, от Сафина можно ждать хорошего выступления. Во-первых, Марат свежий. Во-вторых, в последнее время играет очень неплохо. То, как он играл неделю назад против чилийца Гонзалеса, было для многих неожиданностью. Словом, я не считаю, что заведомо нужно отдавать победу Николаю Давыденко. Скажу больше: во втором круге мы можем получить повторение прошлогоднего финала: Сафин - Куницын.
РГ : Вы как-то говорили, что ведущие теннисисты могут и должны рассматривать Кубок Кремля как тренировочный.
Тарпищев: Абсолютно ясно: для Давыденко он уже тренировочный. Потому что этот турнир не входит в зачет. Кубок Кремля не может ему давать очков и никак не повлияет на его попадание в Лондон на итоговую "восьмерку".
РГ: Значит, Коля может спокойно проиграть Марату?
Тарпищев: Нет, не проиграть, не в этом смысле. Просто, играя, может готовиться к предстоящим соревнованиям.
РГ: А вдруг вообще снимется - после Шанхая-то?
Тарпищев: Не думаю.
РГ: Задам традиционный вопрос напрямик: кто фаворит?
Тарпищев: Если говорить о мужском турнире, то сначала замечу: очень плохо, что вся российская команда Кубка Дэвиса, кроме Михаила Южного, попала в верхнюю часть таблицы. Они вынуждены выбивать друг друга. Многое будет зависеть от Давыденко. Если брать во внимание тот теннис, ту игру, что он показал сейчас в Шанхае, то по классу он выше всех. Но степень утомления и усталости после двух турниров и то, что ему нужно будет адаптироваться, может, конечно, сказаться. То есть, для Коли самое сложное - пройти первые два круга. Что касается Южного, то, считаю, у него сетка трудовая. Но он вполне может дойти до финала. Все в его руках. Очень много в турнирной сетке наших молодых игроков. Для нас это хорошо. Потому что впервые мы можем весь ближайший резерв посмотреть. Мужской одиночный разряд будет очень интересным лично для меня. Вот, например, будет показательный матч: победитель юниорского Уимблдона Андрей Кузнецов сразится с французским ветераном Фабрисом Санторо. Француз играет очень разнообразно. И, как мы говорим, он ломает теннис соперника: не дает ему играть в одной точке, не дает возможности "набиваться", вынуждает противника делать ошибки.
РГ: Ну а девушки?
Тарпищев: В нашем турнире за право попасть на итоговое соревнование в Дохе, которое пройдет сразу после Кубка Кремля, борются три девушки - наша Вера Звонарева, сербка Елена Янкович и Агнешка Радваньска из Польши. Если говорить с этой позиции, то у Звонаревой сетка сложнее, чем у остальных. Хотя матч Радваньской с нашей Марией Кириленко - весьма неоднозначный. Радваньска очень плохо играет с Кириленко. В силу того, что они очень хорошо друг друга знают.
РГ: Да, они дружат, и, как часто в шутку говорила Маша, перед матчем даже не разговаривают, специально не общаются - пытаются настроиться.
Тарпищев: Они много вместе тренировались - изучили друг друга от "а" до "я". А это всегда чревато для лидеров, в данном случае для Радваньской. Также непростым видится матч Янкович с Ярославой Шведовой, представляющей Казахстан. Потому что в первых кругах Шведова реально опасна для любой соперницы. Что касается наших молодых, то, с одной стороны, надо наблюдать за ростом Анастасии Павлюченковой и Алисы Клейбановой, а с другой - за тем, как приближаются к элите уже упомянутые Первак и Бучина. Я считаю, что у женщин будет много сенсаций.
РГ: Шамиль Анвярович, не могу не спросить об одной теннисистке, отсутствующей на Кубке Кремля - о Динаре Сафиной. Она же потеряла первую строчку рейтинга. Как думаете, почему? Многие говорят о ее нервах, о недостатках в психологической подготовке?
Тарпищев: Это неправильно. Я думаю, главные причины в том, что она - трудоголик и в том, что ее тренер, хорват Желко Крайан - максималист. Динара всегда принимала участие в огромном количестве турниров. Но если раньше она проигрывала, то теперь часто стала доходить до финалов. А это - перегрузка. И физический перебор, и психологический. Надо менять контрактную систему. Однако есть обязательные турниры. Знаете, теннис одновременно этим и плох, и хорош, что нельзя изменить свой собственный календарь в ходе сезона. И ты никогда не можешь рассчитать нагрузку. Сколько ты сегодня будешь играть - пять часов или полтора? Если бы Динара делала так - турнир выиграла, два проиграла, или пропустила. Турнир выиграла - два проиграла...
РГ: Но тогда бы она не была первой ракеткой?!
Тарпищев: Да в том-то и дело, что была бы! Так действуют сестры Уильямс. Выигрывают турнир, а потом делают паузу.
РГ: Возвращаясь к Кубку Кремля. Я слышал, ведется работа, чтобы наш традиционный турнир проходил не впритык перед Дохой, а хотя бы на неделю раньше...
Тарпищев: Календарь сейчас абсолютно неразумный. Прежде всего потому, что командные соревнования, проводимые под эгидой Международной теннисной федерации, стоят после турниров "Большого шлема". Значит, нивелируется класс команд за счет того, что тот, кто рано вылетает, имеет больше времени на подготовку. Изменится календарь - и можно сразу получить нужную нам неделю. Вопрос чисто финансовый. Надо найти определенные средства, чтобы нас "не сносили" на неделю позже. И мы реально сможем восстановить наш статус-кво. У нас же авторитет огромный: по итогам прошлого года мы - сильнейшие в теннисе среди 205 федераций мира. Но нужны финансовые вливания. И не случайно этот вопрос у нас стоял при разговоре с президентом России Дмитрием Медведевым в декабре прошлого года. Сейчас мы продолжаем работать над Программой развития тенниса. Однако подчеркну еще раз: оттого, что статус турнира несколько снизился, совсем не пострадали теннисистки. В женском турнире Кубка Кремля - четыре игрока мировой "десятки". То, что эта часть соревнования у нас очень сильная по составу, у меня нет никаких сомнений.