20.10.2009 00:15
Экономика

Как продавцы цветов обманывают покупателей

90 процентов продаваемых в России букетов - импорт
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №40 (724)
Читать на сайте RG.RU

Изобилию цветочных магазинов и киосков на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных российских городов мы обязаны импорту. Доля продаж цветов российского производства составляет не более 10 процентов. Впрочем, кто это подсчитывал? Рынок цветов остается одним из самых закрытых малоисследованных секторов торговли. Объем рынка срезанных цветов в РФ нельзя определить наверняка, он не отличается прозрачностью: так, по данным Discovery Research Group, лишь 15 процентов цветов ввозится в Россию с соблюдением всех таможенных правил, когда импорт на российском рынке цветов занимает 90 процентов. Также не подлежит учету и немалая часть произведенных в России цветов. Тем не менее эксперты считают, что объем рынка на сегодня не превышает 2 миллиардов долларов при ежегодном росте в 25 процентов. Если опираться на таможенную статистику о ввозе в нашу страну срезанных цветов из-за рубежа, то годовой оборот российской цветочной розницы может доходить до двух миллиардов евро. Причем на московский рынок приходится 500 миллионов евро.

Торговцы цветами утверждают, что рентабельность их бизнеса не превышает 10 процентов, а рынок крайне подвержен фактору сезонности продаж - большая часть заработка приходится на праздничные дни. Тем не менее количество цветочных магазинов и ларьков у нас постоянно растет. Как и в любом деле, чтобы выжить, продавцам приходится вертеться, а самые недобросовестные из них без зазрения совести обманывают покупателей.

Стоимость одного среза определяется довольно сложно. Например, роза обходится оптовику в 10-50 центов. На границе с Россией после прохождения таможни и получения всевозможных разрешений цена возрастает уже до доллара, затем оптовик делает стопроцентную накрутку и реализует товар розничным продавцам. Продавец сразу же включает в стоимость цветка неликвид (в цену одного проданного растения он закладывает и два-три непроданных), делает наценку в 30-50 процентов в обычные периоды и в 100-300 процентов в начале марта и перед 1 сентября. При формировании розничной цены продавец предполагает, что как минимум половина цветов продана не будет. У оптовиков такой проблемы нет, ведь они продают партии. Какая-то часть товара портится при транспортировке и хранении, но процент этот весьма небольшой, к тому же в ходе продаж магазинам каждый цветок проверить невозможно: они в упакованных коробках, в каждой из которых может быть несколько сломанных растений. Поэтому весь груз подобных проблем и затрат сваливается на розницу. Хозяин ругает продавцов за нереализованные растения, поэтому каждый из них старается "впарить" покупателю залежалый товар.

В докризисный период российский рынок срезанных цветов демонстрировал активный рост. Несмотря на то что в текущей экономической ситуации он несколько замедлился, рынок по-прежнему обладает высоким потенциалом. Наибольший объем продаж последние годы приходится на срезанные розы, причем до этого несколько лет назад лидировали гвоздики. На данный момент доля импортных роз составляет 36 процентов всего количества продаваемых цветов. Импортные гвоздики и хризантемы в сумме занимают около 37 процентов. Оставшаяся доля приходится на прочие импортные цветы, а также российское производство, которое в последнее время демонстрирует стабильный рост.

Почти весь импорт приходится на цветы, выращенные в Голландии или купленные через эту страну (62 процента), Эквадоре (33 процента), Колумбии и Израиле. Впрочем, израильские цветы - это чаще всего реэкспорт южноамериканских растений, но в Палестинской автономии есть немало цветочных ферм, которые работают исключительно на Россию. Для автономии это очень важная статья экспорта.

Наибольшее количество импортных цветов составляют розы, среди которых более половины выращено в Эквадоре. Из наиболее крупных импортеров роз также выделяются Голландия и Колумбия. Гвоздики, поступающие в Россию, в основном выращиваются в Колумбии и Эквадоре. Суммарная доля этих стран в общем объеме импорта гвоздик составляет около 80 процентов. Лидером по импорту хризантем являются Нидерланды, которые покрывают почти 90 процентов ввезенных цветов этого вида. Присутствуют на нашем рынке и другие страны - Польша, Бельгия, Германия, Дания. Но чаще всего они поставляют голландскую продукцию. Их доля сильно подскочила, когда Россия перекрыла импорт из Голландии по санитарным соображениям. Аналитики считают, что голландские цветы поступали к нам через третьи страны.

Большие партии цветов закупаются на специальных цветочных аукционах. Технический прогресс добрался и сюда - закупки предельно автоматизированы. Каждое место в зале, где проводится аукцион, оборудовано специальными электронными терминалами, с помощью которых совершаются покупки. На центральном табло выводится информация о лоте: цена, наименование, количество и т.п. За минуту проводится более сотни сделок. Затем живой груз в грузовиках-холодильниках отправляется в Россию, в подавляющем большинстве - в Москву и Санкт-Петербург.

По словам директора одного из цветочных магазинов Марины Петровской, качество российских цветов хуже: они недолго стоят, хуже выглядят, быстро теряют форму, а отечественные поставщики частенько не выполняют своих обязательств. Единственный плюс наших цветов - в их аромате. Импортные никогда так не пахнут.

Крупнейший производитель роз в России базируется на пензенской земле. Тепличному комплексу "Мокшанский" еще нет и пяти лет, однако уже сейчас он относится к числу лидеров в своей отрасли. К сожалению, таких масштабных проектов единицы. И лишь подобного рода выставки демонстрируют весь потенциал цветочного бизнеса в нашей стране. Однако себестоимость российских цветов выше, чем авиадоставка и растаможка импортной продукции. Возможно, когда затраты на авиатопливо или на логистику в целом превысят затраты на обогрев теплиц, ситуация изменится. Расширить рынок можно за счет снижения розничной цены, что легко позволяет сделать себестоимость производства цветов в России. Так, по проекту, разработанному для Краснодарского края, где можно использовать термальные воды, себестоимость производства одной розы составляет 6 рублей, с учетом всех платежей по кредитам - 9, а с прибылью производителя - 12,6 рубля; розничная цена, с учетом всех наценок, могла бы составить здесь около 40 рублей (против сегодняшних 50-70 рублей за розу).

Сегодня под цветочные теплицы отведено 1,5 процента всех имеющихся в РФ тепличных площадей, но большинство запускаемых тепличных проектов делают ставку именно на цветы.

"Отечественным производителям цветов обязательно надо объединяться, таким образом мы сможем быстрее отодвинуть импорт", - объяснил Александр Литвиненко, заместитель генерального директора компании "Розовый сад" из Калужской области.

Цветы, однако, не являются в России товаром повседневного спроса: львиная доля продаж приходится на праздники. К примеру, по общему импорту цветов из Голландии (и срезанных, и горшочных, и в луковицах) на 1-м месте стоит Дания с населением 5,4 миллиона человек. Россия с населением 145 миллионов человек - на 7-м месте. Очевидно, что такая разница в потреблении на душу населения связана с разницей в доходах. Не удивительно, что большую часть рынка цветов России (30-40 процентов) занимает Москва.

"Столичный рынок и рынок регионов несопоставимы", - считает гендиректор компании "Полицвет" Алексей Быков. К примеру, московский ассортимент цветов равен голландскому: 50 основных наименований и 90 - общих. При этом по мере роста доходов москвичей в структуре рынка уменьшалась доля гвоздик и роз. В 1997 году 80 процентов были розы и 20 процентов - гвоздика. В 2005 году роза - уже 50 процентов, гвоздика - 10 процентов и хризантема -30 процентов. Сегодня роза - 40 процентов, гвоздика - всего 5 процентов, хризантема - 15 процентов. Широкий ассортимент перевалил за 40 процентов. А рынок регионов по большому счету все еще близок к ассортименту московского рынка 1997 года.

Какие цветы предпочитают москвичи

Товары и цены