20.10.2009 00:20
Экономика

Химическая отрасль расчитывает на господдержку

Запущенные в работу инвестпроекты химпрома поддерживает государство
Текст:  Наталья Даньшина
Российская газета - Экономика: Химия и нефтехимия №197 (5021)
Читать на сайте RG.RU

Как сегодня живется химическому комплексу страны? Какие коррективы внес кризис в реализацию "Стратегии развития химической промышленности на период до 2015 года"? На эти и другие вопросы "Российской газеты" ответила начальник отдела химической промышленности Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России Ирина Сергеева.

Потребителями химической продукции являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства...

И этот список можно продолжать, но есть основополагающие вещи: от уровня развития химического комплекса зависит уровень развития других отраслей промышленности. Поэтому в прошлом году была утверждена "Стратегия развития химической промышленности на период до 2015 года", в которой определены основные направления, это модернизация производственной базы, повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала отрасли.

Химические производства традиционны для многих регионов, говорят, что по ним можно изучать географию страны.

Да, предприятия размещены во всех федеральных округах. В своем нынешнем виде химический комплекс был сформирован еще в 1960-1970 годах. Тогда за основу были взяты принципы территориальной концентрации. В итоге крупнейшие химические узлы появились в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях. Химические производства в значительной степени способствовали развитию этих территорий.

Какие основные тенденции наблюдаются сегодня в химическом комплексе?

Ситуация складывается непростая. Кризис спровоцировал падение спроса практически на всю линейку продукции химической отрасли. Возникла острая необходимость реализации мероприятий как для краткосрочной поддержки, так и долгосрочного развития отрасли. Предприятия, чтобы удержаться на плаву, были вынуждены снижать объемы производства, сокращать персонал, обращаться за поддержкой в финансовые структуры и в федеральные органы исполнительной власти с просьбой помочь в рефинансировании кредитов или в софинансировании уже начатых инвестиционных проектов.

Кризис внес коррективы в реализацию инвестиционных проектов компаний?

Не без этого. В условиях кризиса реализация важнейших инвестиционных проектов переносится на более поздние сроки. Но отказываться от задуманного никто не собирается. Проекты с государственным участием имеют минимальный риск подвергнуться сокращению. Часть подобных проектов реализуется при участии Инвестфонда РФ, другая при поддержке региональных органов власти.

Какие меры поддержки предприятий отрасли были оказаны министерством?

Для поддержки государством отрасли еще в декабре 2008 года был подготовлен перечень системообразующих предприятий, куда вошли 17 компаний химической и нефтехимической промышленности. Главная задача - поддержать устойчивость этих компаний, используя при этом все возможные механизмы: государственные гарантии, кредитные инструменты, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, меры таможенно-тарифной политики и т.д.

Конечно, при реализации инвестиционных программ необходимо принимать во внимание, что основным кризисным фактором является падение спроса практически на всех уровнях производственных цепочек. Это обусловлено и кассовыми разрывами из-за недостатка кредитных ресурсов, и снижением конечного спроса на продукцию. В этой связи реализуемые проекты могут столкнуться с отсутствием интереса к выпускаемой продукции в краткосрочной перспективе. При этом есть смысл помогать компаниям в реализации инвестпроектов, начатых еще до кризиса, где уже запущено строительство объектов инфраструктуры, проведена необходимая предварительная работа. Зачастую приостановка этих проектов может быть дороже, чем их продолжение. Кроме того, реализация таких проектов требует привлечения немалого количества людей, что в свою очередь позволяет обеспечивать работой тех, кто был сокращен на предприятии. Это тоже очень важно, и мы учитываем этот фактор.

Кому сейчас не повезло больше всего?

Наибольшие проблемы сейчас у тех российских предприятий химической промышленности, которые потеряли свои обычные рынки сбыта. В ряде случаев ситуация может быть исправлена только за счет наращивания спроса со стороны государства либо со стороны естественных монополий и государственных корпораций.

Напомню, что год назад была образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Ей была поручена координация деятельности органов исполнительной власти, а также взаимодействие с представителями научных и общественных организаций, предпринимательским сообществом.

Чем занимается комиссия?

Комиссия определяет объемы финансирования мероприятий, направленных на оздоровление ситуации, осуществляет постоянный контроль за реализацией принятых решений.

Она же обеспечивает проведение комплексного анализа отраслей экономики, определяет направление дальнейшего развития отраслей, а также принимает решения по проектам нормативных правовых актов, касающихся реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики.

Помимо этого, в соответствии с постановлением "Об организации мониторинга финансово-экономического состояния организаций промышленности и торговли, находящихся в перечне системообразующих организаций" в Минпромторге России была организована Комиссия по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли. А внутри этой комиссии была создана отраслевая рабочая группа, курирующая работу предприятий химической и фармацевтической промышленности. За время работы рабочей группы было проведено более 30 встреч с представителями отечественных химических и фармацевтических компаний. Непосредственно на заседании Комиссии обсуждалось положение дел в ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "МХК "Еврохим", ОАО "Сибур-Холдинг", ОАО "Нижнекамскнефтехим".

Учитывая реализацию предприятиями крупных инвестиционных проектов, капитальных вложений, Комиссией были приняты протокольные решения об оказании содействия предприятиям в предоставлении государственной поддержки с использованием механизма государственных гарантий, направлялись "комфортные письма" в Федеральную налоговую службу, в "Банк развития и внешнеэкономической деятельности".

Нельзя забывать, что наряду со стимулированием спроса и финансовой стабилизацией самое важное направление антикризисной политики - это все же удержание стратегических ориентиров развития отечественной промышленности, в частности, опережающего развития производства химической продукции с высокой добавленной стоимостью в соответствии с утвержденной Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года и планом мероприятий по ее реализации.

В этой связи важным направлением работы является кадровое обеспечение реального сектора экономики. Реструктуризация химических предприятий в условиях кризиса может привести к массовому высвобождению трудовых ресурсов. Государство должно стимулировать организацию профессиональной переподготовки кадров. Минпромторг России сейчас прорабатывает вопрос о совершенствовании структуры федеральных целевых программ, предусматривается финансирование переподготовки и повышения квалификации кадров в обрабатывающих отраслях промышленности.

Расскажите о предложениях Мин-промторга России по повышению таможенных пошлин на зарубежные химические товары.

Одной из тенденций мирового финансового кризиса на рынке химической продукции стала борьба за потребителя путем демпинговой политики. В этой связи в России особенно остро стал вопрос о поддержке своих производителей и защите рынка от низкокачественной продукции. Работа по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования традиционно ведется по двум направлениям: в области экспорта - в целях повышения рентабельности экспортных поставок, в области импорта - в целях защиты отечественных производителей от неблагоприятного воздействия импорта.

Минпромторгом России разрабатываются предложения по повышению таможенных пошлин на целый ряд зарубежных химических товаров, в том числе на отдельные виды синтетических смол и пластических масс, а также изделий из полимерных материалов. Минпромторг России принимает непосредственное участие в работе по формированию единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Анализ ввозных таможенных пошлин по химической и нефтехимической продукции, предлагаемых для унификации вследствие формирования единой таможенной территории, показал, что по отдельным позициям ставка ввозной таможенной пошлины для российской продукции будет ниже действующей. Среди такой продукции - сода каустическая, этиленгликоль, дихлорэтан, эпихлоргидрин, полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат. В соответствии с постановлением Правительства РФ ставки вывозных таможенных пошлин на удобрения минеральные или химические, содержащие два или три питательных элемента - азот, фосфор, калий - равны нулю. Отмена вывозных пошлин на минеральные удобрения, являющихся основной статьей экспорта химического комплекса, позволила уже в 1-м квартале 2009 года удержать объемы поставок карбамида, аммиачной селитры и NPK-удобрений на уровне 1-го квартала 2008 г. В итоге за счет экспорта удобрений было сформировано 55% валютной выручки химического комплекса.

Беседовала Наталья Даньшина

Промышленность Минпромторг