Проблема с "плохими" кредитами никуда не ушла, а пик роста просрочки придется на середину 2010 года, пророчат банкиры. Но нередко предприятия не платят по долгам намеренно, а кризис служит только прикрытием, беспокоятся они.
Бороться с такими должниками банкиры предлагают, ужесточив ответственность для руководителей недобросовестных компаний-заемщиков вплоть до уголовного наказания. Эти идеи уже одобрила комиссия по банкам и банковской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей. В ближайшее время их собираются вынести на бюро правления союза. Если предложения пройдут, РСПП направит их в правительство, рассказал "РГ" исполнительный вице-президент союза Александр Мурычев.
Еще весной этого года, напомним, с похожими предложениями обратился в письме к руководству страны глава ВТБ Андрей Костин. Однако каких-либо конкретных решений принято не было. Теперь к продвижению инициативы, похоже, готово подключиться крупнейшее бизнес-объединение. Банкиры затрудняются оценить масштаб невозвратов из-за недобросовестных заемщиков в цифрах. Но ситуация усугубляется, некоторые компании прямо заявляют: "В кризис платит только трус", сетует Мурычев. "Когда банкиры пытаются вести с заемщиками переговоры о возврате долга, те переадресовывают их в суд. И говорят: если суд примет решение, то задолженность вернем", - рассказывает ответственный секретарь банковской комиссии Сергей Моисеев. Но процедура по взысканию задолженности длится несколько месяцев, и за это время иногда заемщики успевают увести активы налево. Они создают новые структуры, нередко - с похожим названием и тем же персоналом, куда и перетекает все ценное имущество. А на компании, против которой подан иск, остается висеть только долг. Еще одна уловка - это внесение одного и того же залога сразу нескольким кредиторам или даже продажа имущества, которое уже внесено в залог. К подобным методам прибегают не только компании, но и граждане.
Такие махинаторы вредят не только банкам, но и другим заемщикам. Нарушения ведут к росту рисков и кредитных ставок, подрывают весь кредитный рынок, который держится прежде всего на доверии, замечает Мурычев. Комиссия РСПП предлагает ввести запрет на реорганизацию предприятий, против которых кредиторами поданы иски о взыскании задолженности или запущена процедура банкротства. А за вывод залогов из состава имущества должника предусмотреть ответственность вплоть до уголовной. Наказывать следует и тех, кто по несколько раз вносит в залог одно и то же имущество, не согласовывая такой шаг с прежними держателями залогов, считают в комиссии. Правда, каким может быть наказание, пока неясно. Параллельно нужно предусмотреть и регистрацию залогов, разъясняют в РСПП.
С тем, что риски проблемных кредитов будут возрастать, согласны и международные эксперты. По прогнозам рейтингового агентства Standard & Poor,s, в 2009-2011 годах объем таких долгов может достичь 40 процентов совокупных активов российских банков. Причем львиная доля проблем проявится в ближайшие шесть месяцев, пророчит агентство. Если относить к проблемным не только просроченные, но и реструктуризированные кредиты, их доля уже сейчас составляет около 10 процентов, предполагает финансовый аналитик Сергей Суверов.
Но во многом проблемы вызваны слишком высокими ставками, из-за которых заемщики с низкой рентабельностью не могут обслуживать долги, говорит эксперт. При этом в тех отраслях, где рентабельность выше, например в сырьевых предприятиях, ставки более-менее приемлемые, а тяжелее всего приходится обработке, отмечает Суверов. По данным Института экономики переходного периода, цена рублевых кредитов в целом по промышленности составляет 18,4 процента годовых, малым и средним предприятиям ссуды предлагаются под 19 процентов. Тогда как приемлемыми могут быть ставки на два-три процента выше инфляции. Предполагается, что к концу года она будет ниже 11 процентов, напоминает Суверов. Но взять кредит под 12-16 процентов могут только очень крупные заемщики.