Визит госсекретаря Хиллари Клинтон в Москву - это развитие процесса "перезагрузки", если угодно, один из шагов перехода сторон от намерений к делу.
Вопросы, затронутые на переговорах, указывают на серьезность планов президента Барака Обамы пересмотреть внешнеполитические ориентиры прошлой администрации. Мировое сообщество от этих ориентиров устало, чем и можно объяснить присуждение Нобелевской премии мира молодому главе США только за оглашение этих планов. Его заслуга в том, что он смело пошел навстречу объективной необходимости. И если у него хватит политического ресурса и воли, Вашингтон в лице Москвы может получить надежного стратегического партнера. Нуждающаяся в модернизации Россия заинтересована в этом. Новая администрация США, очевидно, понимает, что без партнерства с Россией ей не удастся смягчить ущерб, нанесенный престижу Америки администрацией прошлой.
Ситуация в последние десять лет напоминала не мир после долгой "холодной войны", а хрупкое перемирие. Но сегодня у Вашингтона и Москвы есть шанс на долгосрочное сотрудничество. Этот шанс может быть реализован, если политические классы сторон будут активно работать на это сотрудничество. Охлаждение отношений между нашими странами, помимо прочего, связано с обоюдным недоверием. Россия стала видеть в Америке врага, а Америка - подозревать в антиамериканизме любое внешнеполитическое действие России.
Разумеется, политика сближения США и России, контуры которой вроде бы просматриваются, не должна ущемлять основные внешнеполитические интересы сторон. Но, по большому счету, в повестке дня их возможного партнерства больше областей, в которых совместная работа удовлетворяет интересы и той и другой страны. Я считаю, что входящий в политический оборот публицистов тезис о некой "слабости" США не отвечает действительности полностью. Просто усилились другие субъекты мировой политики и экономики, в том числе Россия. И в мире накоплено достаточно проблем, которые не в состоянии решить по отдельности ни Москва, ни Вашингтон.
Эти проблемы и могут составить, так сказать, первоначальное содержание "перезагрузки" с одновременным развитием и иных областей - экономических и гуманитарных, потому что и в США, и в России есть потребность в общественных группах, интересы которых были бы тесно связаны с нормализацией отношений сторон. Эксперты говорят также, что "перезагрузке" на руку различия внешнеполитических приоритетов у США и России - то, что у Вашингтона на первом месте, у Москвы может быть на третьем или шестом. Это предполагает возможность определенных уступок практически без ущерба для национальных интересов сторон.
Переговоры с Хиллари Клинтон в Москве показали, что противоречия между Россией и США, разумеется, есть. Но у сторон есть желание не настаивать на них, а по возможности сглаживать расхождения. Известно, что российская позиция по иранскому досье отличается от американской в том числе тем, что Россия не считает ужесточение санкций эффективным инструментом. В самом деле, санкции ужесточались, а ядерная программа Ирана продолжалась. Неприемлемы и планы военного вторжения в эту страну - это опасные планы. Остаются лишь политические и экономические рычаги, которые побудили бы иранское руководство к исполнению международных требований. И вот в Москве Клинтон заявила, что не только войны, но и чрезмерных санкций можно избежать.
Важное место на переговорах в Москве заняли связанные с нераспространением ядерного оружия проблемы ПРО и нового Договора СНВ. Стороны обсуждали возможности создания "общей" ПРО. Россия уже предлагала включить в систему российские РЛС в Армавире и азербайджанской Габале. Прогресс в этом направлении вызовет ряд положительных последствий. Можно предполагать, что совместная разработка противоракетной обороны изменит прохладное отношение Европы к инициативе президента Дмитрия Медведева о всеобъемлющей европейской безопасности. Это, очевидно, изменит в лучшую сторону и отношения России с НАТО. Судя по результатам визита Клинтон, стороны намерены продолжать обсуждение темы ПРО, искать замену элементам американской системы в Чехии и Польше.
Переговоры по Договору СНВ, по мнению экспертов, подтверждают особый статус России в новой политике США. В самом деле, в этой области у сторон практически равное положение. Россия этот особый статус заинтересована поддерживать в том числе и потому, что проблемы СНВ имеют системное стратегическое значение - от их решения зависит продвижение во многих других направлениях глобальной безопасности. Это и ПРО, и НАТО, и обычные вооружения, и ядерные силы передового базирования США. Со стороны Вашингтона было бы логично в контексте переговоров по СНВ не расширять НАТО за счет постсоветского пространства. С учетом стартовых условий эти переговоры могут стать институтом долгосрочного сотрудничества России и США. Уместно заметить, что такой институт, несомненно, оздоровит международные отношения в целом. В частности, проблема нераспространения ядерного оружия в мире зависит прежде всего от того, как будут подходить к сокращению количества боеголовок в Москве и Вашингтоне.
На встрече в Москве Хиллари Клинтон и Сергей Лавров уделили особое внимание работе Российско-Американской комиссии, которая учреждена главами двух государств. Комиссия для того и создана, чтобы уточнять содержание "перезагрузки", осуществлять деловую связь между намерениями и "штабными действиями" сторон. Диапазон таких действий широк - от борьбы с международным терроризмом до сотрудничества в космосе и атомной энергетике.
Наконец, важное, по-моему, значение в деле "перезагрузки" будет иметь оформление в особый институт обсуждение вопросов, связанных с гражданским обществом. Хотелось бы, чтобы американская сторона здесь придерживалась слов своего президента, согласно которым "демократия не может быть привнесена в какую-либо страну извне".