Энергетическая стратегия России предусматривает повышение эффективности электроэнергетики, в том числе путем технического перевооружения ТЭЦ. Мейнстрим - строительство современных парогазовых установок с высоким уровнем КПД и механизмами энерго сбережения. Для отечественной электроэнергетики такие проекты пока в новинку, поэтому российские компании активно привлекают зарубежных партнеров. Но несовпадение западных и отечественных экономических реалий, технических философий и специфики производства затрудняют реализацию таких проектов.
Реформа электроэнергетики, начатая еще в 2001 году, дала импульс к внедрению в России новаторских проектов и привлечению западных партнеров на рынок энергостроительства. Генерирующие активы РАО ЕЭС были проданы частным компаниям под реализацию инвестпрограмм обязательного строительства. Тендеры на реализацию выиграли не только российские, но и зарубежные компании. Они пришли в отечественную индустрию c современным оборудованием и технологиями, опытными специалистами и желанием совместно работать.
Однако продвижение инновационных идей и новаторских проектов связано с рядом объективных трудностей. Очевидно, что все стороны максимально заинтересованы в эффективном сотрудничестве: иностранные партнеры - в освоении российского рынка, отечественные заказчики - в приобретении современного оборудования и осуществлении строительства. Минэнерго и надзорные службы со своей стороны пытаются оптимизировать процедуры согласования и выдачи документов. Но реальность такова: технические сложности при совмещении оборудования, а также проблемы с его сертификацией ведут к удорожанию строительства и переносу сроков ввода объектов.
Гармония и дисгармония
С проблемой гармонизации технологий одним из первых столкнулось ОАО "Мосэнерго", которое занимается строительством энергоблока ПГУ-420 на ТЭЦ-26, генеральным подрядчиком проекта выступает французская компания Alstom.
Заявленная "Мосэнерго" инвестпрограмма в этом году составит порядка 11,5 млрд рублей. Более половины этих денег планируется вложить в достройку указанного энергоблока.
Компания Alstom выступает в России первым зарубежным подрядчиком "полного цикла": от разработки концепции до сдачи объекта в эксплуатацию. Предполагается, что новая установка будет самой современной и экономически эффективной в мире, за счет сокращения потребления газа и вредных выбросов в атмосферу.
Начав работу на российском рынке, специалисты мирового уровня пришли в замешательство: запутанность российских технических стандартов, стандартов проектирования и нормативов по сертификации - серьезный барьер для реализации проекта. Французам пришлось решать труднейшую задачу: как, не нарушая концепцию строительства, соответствовать российским нормам. В результате "технический перерыв" затянулся (около полугода ушло на согласования и адаптацию), поэтому сроки сдачи энергоблока, вероятно, будут перенесены. Как утверждают специалисты, сдача объекта зависит не столько от хода строительства, сколько от получения соответствующих документов.
По сути, тупиковые для иностранных партнеров ситуации объясняются просто: в России преимущественно российская система стандартизации и ГОСТы, отличные от Европы и США. Это данность, которую надо принимать.
"Россия - член Международной организации по стандартизации и принимает участие в разработке международных стандартов, лоббируя при этом свои интересы, - поясняет замначальника отдела управления техрегулирования и стандартизации Ростехрегулирования Лариса Позднякова. - Однако только стандарты безопасности МЭК (Международного энергетического комитета) обязательны к применению. Все остальные - добровольная норма, и каждая страна, опираясь на законодательство, сама решает, какие стандарты гармонизировать с международными и принимать в качестве национальных. В частности, в России гармонизация стандартов ведется в соответствии с Законом "О техническом регулировании" и другими законами, определяющими обязательные требования к качеству продукции. Есть стандарты, которые не применяются полностью, например, потому что они идут вразрез с законодательством или просто избыточные. Таким образом, у нас есть частично гармонизированные с международными стандарты, полностью гармонизированные и негармонизированные".
Специалисты Ростехрегулирования считают, что для России пока нецелесообразно полностью переходить на американские или европейские стандарты. В агентстве, однако, подчеркивают, что, учитывая то, что технический стандарт - это ориентир, под который подстраивается производство, который определяет схему привлечения кредитов и пр., адаптация технологий ведется по узловым моментам.
Возможность гармонизации техстандартов сейчас обсуждается на уровне правительства и Госдумы: Закон "О техническом регулировании" адаптирован к нормам ВТО, а заявленная реформа техрегулирования должна привести к сокращению требований и спецификаций, которые ведут к созданию нового "железного занавеса" и тормозят модернизацию производства.
Золотой стандарт
Зарубежные игроки имеют достаточно ресурсов и потенциала, чтобы адаптировать проекты к российским технормам, но "подгонять" стандарты им приходится слишком часто. Специалисты отмечают, что из-за этого иностранцы предпочитают работать на нашем рынке "на поставке": строительство объектов "под ключ" - изнурительный труд.
"Иностранные партнеры ориентируются на регламенты МЭК, которые не всегда соответствуют ГОСТам, по которым проходит сертификация, - сетуют в немецком концерне Siemens, интересы которого в России представлены в сфере производства, передачи и распределении энергии, автоматизации и машиностроения. - Например, по стандартам МЭК, мы не имеем паспорта на оборудование, а только протокол испытания. Назначаются проверки, перепроверки: чтобы получить сертификат, мы должны провести повторные испытания и завести паспорт. Кроме того, всю техдокументацию мы должны предоставлять на русском языке, в то время как в общемировой практике стандартно используется английский".
Есть еще один нюанс - внутренние стандарты компаний: когда федеральные требования выполнены, объект еще нужно привести в соответствие с внутренними нормами, хотя по закону они и не обязательные, но российские партнеры очень на этом настаивают. Так накапливаются процедурные вопросы и уходит время.
Переходник для евророзетки
Реализация новаторских проектов, связанных с взаимодействием российских и западных компаний, таких как "Мосэнерго" - Alstom, пока затруднена. "Хотя все участники процесса - от французских партнеров до российских чиновников - стараются обеспечить своевременный ввод ПГУ, - отмечают в "Мосэнерго", - концепция сотрудничества, безусловно, не до конца сформирована и пока не обкатана". В компании также подчеркивают необходимость выработки некоего переходного механизма, который позволит встроить западную технологию в систему российских регламентов.
- Российские стандарты, возможно, сильнее и глубже, чем американские или европейские, но у нас нет настолько современного оборудования, чтобы за них держаться, - говорят в компании "Технопромэкспорт", занимающейся строительством и проектировкой объектов электроэнергетики за рубежом. Но если мы заинтересованы в иностранном оборудовании, то давайте пойдем навстречу друг другу: упростим процедуры сертификации, создадим совместную комиссию, которая будет выявлять проблемы, т.е. обеспечим условия. А заинтересованные партнеры будут за это платить. Ведь никому не придет в голову требовать переходник для евророзетки в мотеле техасской глубинки, а пятизвездочный отель Нью-Йорка за ваши 500 долларов за ночь предложит десяток переходников, потому что небескорыстно в вас заинтересован".