21.10.2009 00:20
Общество

В большинстве российских школ проходят "Уроки доброты"

Чему нас могут научить люди с инвалидностью?
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №199 (5023)
Читать на сайте RG.RU

Удивление, страх, неприятие, любопытство - чаще всего именно эти чувства вызывают у нас те, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями. И если взрослый человек в силу воспитания и такта еще может скрыть свои эмоции, то дети со своей непосредственностью выпаливают все и сразу. Чтобы научить детей понимать, что такое инвалидность, были придуманы "Уроки доброты", которые проходят во многих российских школах.

- Меня зовут Юля, а меня Паша, - начали урок в 3 "Б" классе одной из столичных школ Юлия Симонова и Павел Обиух, специалисты региональной общественной организации инвалидов "Перспектива". - Давайте знакомиться. Расскажите, чем вы любите заниматься.

9-летние мальчики и девочки, немного стесняясь присутствующих на открытом уроке журналистов и учителей, стали рассказывать: "Меня зовут Максим, я люблю играть в теннис", "А меня зовут Даша, и я люблю шашки", "Я - Альбина, я люблю рисовать"...

Познакомившись, ведущие поинтересовались, а знают ли ребята, какие бывают люди с инвалидностью.

- Инвалиды бывают умственные и физические, - вскочил с места шустрый мальчик. - Есть глухие, немые, слепые, - подхватила его соседка. - Есть те, кто родились такими, а есть и такие, которые пострадали от несчастного случая...

- Давайте, ребята, сразу договоримся, что будем говорить не слепой, а незрячий, не глухой, а слабослышащий или неслышащий, чтобы никого не обижать, - вмешалась Юлия. - Я вот, например, человек, который передвигается на инвалидной коляске.

И она рассказала: когда ей было 10 лет, она неудачно упала на занятиях по акробатической гимнастике и сломала позвоночник. С тех пор она может передвигаться только на коляске.

- Но это не мешает мне нормально жить, - объясняет она. - Я имею полную свободу передвижения, вожу машину, у меня много друзей.

- Я заболел в детстве, и из-за этой болезни потерял зрение, - рассказывает свою историю Павел. - Но я окончил один университет, сейчас учусь во втором. Люблю ходить на футбол и дискотеки.

Рассказ о машине и дискотеке явно произвел на детей сильное впечатление, поэтому следующий вопрос ведущих о том, как обычно относятся к людям с инвалидностью, вызвал бурное обсуждение:

- Люди должны помогать человеку с инвалидностью, а не смеяться над ним, - говорит один. - Некоторые хорошо относятся, а другие смеются и издеваются, - подхватывает другой, а третий призывает не перешептываться за спиной, а лучше подойти и предложить помощь. Четвертый философски подмечает: "Мы же сами можем оказаться на их месте..."

Оказалось, девятилетние ребята неплохо представляют себе, с какими трудностями сталкивается, например, человек на инвалидной коляске. Высокие бордюры, невозможность самостоятельно сесть в автобус, отсутствие лифтов и пандусов - все это, по мнению детей, мешает людям в инвалидном кресле свободно передвигаться по городу.

Невидящий человек, по словам третьеклассников, не может сам перейти дорогу, если нет специального "пикающего" светофора, ему тяжело подниматься по лестнице, потому что не видит ступенек, а еще незрячему человеку трудно самостоятельно найти ключ и открыть дверь.

- А кем могут работать люди с инвалидностью? - спрашивает Юлия.

Предположений масса: переводчик, кассир, программист, психолог и даже дирижер.

- А как вы думаете, что они делают в свободное время? - продолжает спрашивать Павел, и дети, перекрикивая друг друга, отвечают: "Читают книги, занимаются спортом, играют на компьютере, отдыхают, гуляют..."

Разобравшись в том, что по сути люди с инвалидностью мало чем отличаются от всех остальных людей, они работают на тех же работах и так же проводят свободное время, ребята по предложению ведущих начинают играть в "Верю - не верю".

- Верите ли вы, что все женщины хорошо готовят? - спрашивает Юлия. - Не верим, - хором отвечают дети. - Почему? - Не каждый умеет хорошо готовить, объясняет один. - А у меня бабушка невкусно готовит, - подхватывает другой.

- Верите ли вы, что все мужчины хорошо готовят? - продолжает Юлия. На этот раз все также единодушно поверили, потому что "повар в школе - мужчина, и он вкусно готовит".

- А верите ли вы, что незрячие люди могут работать на компьютере? - Верим. Есть специальные клавиатуры и звуковые компьютеры, - объясняют ребята.

- Верите ли вы, что дети с инвалидностью могут быть хорошими друзьями? - Верим. Это не важно, как человек выглядит, главное, какой он внутри, - глубокомысленно отвечают ребята.

Еще одна игра. Два ребенка стоят друг напротив друга и пытаются определить, чем они отличаются друг от друга. Ребята быстро сообразили, что у них разная одежда, разный цвет глаз и волос, кто-то носит часы, а кто-то очки. Но были и не совсем корректные сравнения. Один мальчик сказал другому: "Я отличаюсь от тебя тем, что я умнее".

- Все мы разные и все мы нужны, - подвел итог игры Павел.

Под конец ребята получили домашнее задание: рассказать своим родителям и родным об этом уроке и узнать, что они думают о людях с инвалидностью.

После урока Павел и Юлия рассказали, как появились "Уроки доброты" и зачем они нужны.

- Во всем мире давно действует практика, когда все дети, вне зависимости от их физических, а иногда и умственных возможностей, учатся вместе, - говорит Павел. - А люди с ограниченными возможностями приходят в школы и сады и рассказывают о своей жизни. У нас же это появилось только в 1998 году. Наши "Уроки доброты" - своеобразная подготовка школьного сообщества к инклюзивному образованию.

По словам Юлии, с младшими классами работать проще, малыши легче идут на контакт.

- А вот в 9-10 классах часто сталкиваешься со стеной непонимания, - рассказывает она. - Приходится приложить немало усилий, чтобы доказать, что мы пришли не за тем, чтобы мораль читать, а чтобы поговорить.

И если дети и подростки в целом готовы идти на контакт и расставаться со своими стереотипами и предрассудками, то преодолеть стереотипы в головах взрослых гораздо сложнее. Родители не хотят отдавать своих детей с инвалидностью в обычную школу, потому что боятся, что "жестокие" дети будут издеваться на тем, кто на них не похож. Учителя тоже не жалуют такого ребенка в своем классе. От педагога требуют общей успеваемости, и ему просто некогда тратить время на талантливого ребенка, который вдруг вскочил с места и забился под парту. Вот и учатся дети с инвалидностью либо дома, либо в специальных коррекционных школах. Они боятся окружающего враждебного мира и не умеют общаться с другими людьми. И чтобы адаптировать их нормальной жизни в обычном обществе, требуются неимоверные усилия.

- Я поняла, что физические возможности не мешают человеку быть человеком. Главное, что у него внутри, а внутри они такие же хорошие, как и мы, - рассказывали мне дети после урока. - А я, когда вырасту, обязательно сделаю так, чтобы инвалидам было удобнее жить в нашем городе.

Может, эти дети вырастут не такими, как мы, и в их мире незрячий человек на футболе и дискотеке больше не будет ни у кого вызывать удивление.

Образование Семья и дети