Вступление в силу Лиссабонского договора, блокируемого Чехией, подразумевает введение новых постов в руководстве Евросоюза. Прежде всего речь идет о назначении постоянного председателя Совета Европейского союза.
Если раньше эти функции исполняло руководство стран ЕС на ротационной основе, меняясь каждые шесть месяцев, теперь председательствовать в ЕС будет конкретный человек в течение двух с половиной лет.
Другим новшеством станет то, что пост верховного представителя по общей внешней политике и безопасности, который до сих пор занимает Хавьер Солана, будет заменен на пост министра иностранных дел ЕС. При этом новый руководитель европейской внешней политики получит в свое распоряжение гораздо больше полномочий и более влиятельный исполнительный аппарат. Кроме того, он войдет в состав Еврокомиссии в ранге вице-президента. Подразумевается, что внешнеполитическая служба Евросоюза будет значительно расширена и приобретет полноценную структуру европейского МИДа с собственной разветвленной сетью дипломатических миссий по всему миру.
Брюссель сознательно не хочет делать назначений на новые посты до вступления в силу Лиссабонского договора. Однако тайные переговоры о возможных кандидатах уже давно ведутся в Старом Свете. Среди главных претендентов на пост председателя ЕС рассматриваются британец Тони Блэр, а также руководители правительств Люксембурга и Нидерландов Жан-Клод Юнкер и Ян Петер Балкененде. Кому будет в конечном счете отдано предпочтение, станет известно лишь в самый последний момент. Не исключается, что тройку претендентов может потеснить еще какой-нибудь харизматичный европейский политик.
Что касается поста министра иностранных дел ЕС, то здесь ситуация более запутанная. Еще в ходе переизбрания Баррозу на пост руководителя Еврокомиссии, социалисты согласились поддержать его в обмен на новую должность европейского министра иностранных дел. Теперь правые вынуждены ждать, кого же в качестве возможных кандидатур на новый пост предложат социалисты.
В ходе недавнего выступления перед евродепутатами Баррозу уже обмолвился, что бывают "хорошие" и "плохие" социалисты, давая понять, что далеко не каждая кандидатура будет поддержана "народниками". Это создает дополнительные проблемы для левых, так как им очень непросто подобрать знаковую среди социалистов фигуру, в то же время не вызывающую отторжения у правоцентристов. По мнению же европейских экспертов, обсуждение кандидатур займет еще довольно продолжительное время и каких-либо конкретных результатов закулисных переговоров не стоит ждать в ближайший месяц.
В условиях возникшей кадровой неопределенности остается открытым и вопрос о дальнейшей работе Еврокомиссии и действующего верховного представителя ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьера Соланы, чьи полномочия истекают в конце октября. По всей видимости, еврокомиссары и Солана будут вынуждены продолжить свою работу и далее, но уже с приставкой И.О. в обозначении своих должностей вплоть до вступления в силу Лиссабонского договора.