Трудно сказать, каким цветом будет обозначен день седьмого ноября в афганских календарях - красным, черным или зеленым. Но очевидно, что объявленный главой государства Хамидом Карзаем на эту дату второй тур президентских выборов станет серьезным испытанием для международной коалиции.
Она и так трещит по швам - в среду стало известно о планах Австралии в кратчайшие сроки вывести свои войска из Афганистана. Речь идет примерно о полутора тысячах человек. Министр обороны Австралии Джон Фолкнер признал, что вывод военнослужащих его страны отразится на претворении в жизнь плана американского генерала Стэнли Маккристала, утверждавшего, что без увеличения международного контингента победить талибов невозможно.
Даже президент США Барак Обама, ранее обещавший Кабулу военную помощь и новых солдат, взял паузу. И теперь далеко не так уверенно, как прежде, говорит об отправке в Афганистан дополнительно 30-40 тысяч человек.
Американский лидер заявил, что не станет принимать решение об уровне войск США, пока не будет проведен тщательный анализ: "действительно ли афганский партнер готов заполнить пространство, создаваемое военнослужащими США, и превратиться в подлинного помощника в управлении страной". В окружении Обамы направленный Кабулу "мессидж" сформулировали предельно просто: "вопрос состоит не в том, сколько войск послать, а в том, есть ли у США в Афганистане партнер, способный обеспечить безопасность и нужды населения".
Прежде у Белого дома таких сомнений не возникало. Однако массовые фальсификации в ходе первого тура президентских выборов и рост уровня насилия в стране заставили многих в окружении Обамы снять "розовые очки". И оценить "своего парня" Карзая не по его громким заявлениям, а по делам. Похвастаться афганскому лидеру нечем - наркотрафик растет, управляемость государством, напротив, снижается, афганская армия и полиция по-прежнему не способны обеспечить безопасность, а руководители силовых ведомств замешаны в торговле оружием на "черном рынке". Уровень коррупции во властных структурах зашкаливает.
Отказ Карзая, представляющего пуштунские племена, договориться после первого тура выборов о разделе полномочий с занявшим второе место бывшим министром иностранных дел узбеком Абдуллой Абдуллой и вовсе мог положить конец национальному примирению в стране. Поэтому в Вашингтоне столь настойчиво советовали Карзаю не объявлять себя победителем на выборах и признать допущенные нарушения и фальсификации.
Абдулла Абдулла, угрожавший с оружием выступить против многочисленных подтасовок, также взял паузу. Он не стал дополнительно обострять ситуацию, предоставив Западу самому объясняться с Карзаем. И своего звездного часа дождался. Центризбирком объявил, что действующий президент недотянул до заветных 50 процентов голосов, открывающих ему дорогу к новому сроку, полпроцента. Но даже такой недобор стал формальным поводом для объявления второго тура.
В среду полетели головы. По данным представителя по связям со СМИ и общественностью миссии ООН в Афганистане, более половины глав местных избирательных комиссий "будут смещены с постов в связи с допущенными фальсификациями".
Но победа демократии и здравого смысла может оказаться пирровой: организовать в условиях наступающей зимы полноценное новое голосование может оказаться непосильной задачей для командования коалиции и Центризбиркома. Остается неустраненной главная лазейка для фальсификаторов - существование в Афганистане так называемых фантомных участков, расположенных в районах, контролируемых талибами. На них совершалось большинство подтасовок.
Конфликт вокруг этих участков уже привел к отставке заместителя главы миссии ООН по Афганистану американца Питера Гэл брейта. Тот, давая оценку первому туру выборов, первым публично объявил о необходимости тотального пересчета голосов в связи с масштабными нарушениями на участках-"фантомах". В то время как его непосредственный начальник, норвежец Кай Эйде, утверждал, что пересчитать достаточно только 10 процентов бюллетеней. Генеральный секретарь ООН тогда поддержал позицию норвежца. И сейчас Пан Ги Мун вновь выступил за сохранение избирательных участков в контролируемых талибами провинциях. Тогда как Гэлбрайт с самого начала был убежден, что такие участки следует закрыть, поскольку они становятся "рассадником" для подтасовок.
Абдулла Абдулла, который во втором туре остается единственным противником Карзая, призвал своих сторонников прийти на выборы. Он надеется на этот раз избежать массовых фальсификаций. В то же время окружение экс-министра ведет закулисные переговоры с людьми Карзая, рассчитывая до голосования договориться с действующим президентом о честном распределении полномочий с учетом межнациональных интересов.