Согласно Указу Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко несколько туляков-ветеранов Великой Отечественной войны на днях награждены юбилейной медалью "В честь 65-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков". Эти заметки - дань глубокого уважения к солдатам Победы, которые мужественно сражались за свободу Отечества, сумели пронести через свою долгую и трудную жизнь лучшие человеческие качества: высокую духовность, патриотизм, порядочность...
Партизан
Борис Гиндин, так и не окончив в городе Рогачеве 9 классов, приписав себе восемь месяцев, добровольно вступил в Красную Армию и в конце 1939 года был зачислен в Могилевское пехотное училище. Новоиспеченных лейтенантов выпустили досрочно, 10 июня сорок первого, за 12 дней до вероломного нападения врага. Так 18-летний паренек стал командиром взвода 29-го мотомеханизированного полка Белорусского особого военного округа, дислоцировавшегося в Гродно.
- За три часа до начала войны нас подняли по тревоге, - вспоминает Борис Аронович, - а уже на рассвете полк вступил с бой с превосходящими силами противника. Под его натиском стали отходить в направлении Барановичи-Столбцы-Минск. В начале июля в стычке с немецким десантом под столицей Белоруссии я был ранен.
С остатками взвода в числе других частей пытались пробиться к своим, но безуспешно - фронт стремительно откатывался на восток.
Так Гиндин и его однополчане остались в глубоком тылу врага. Вскоре создали партизанский отряд. Потом влились в соединение Героя Советского Союза полковника Григория Линькова по прозвищу Батя.
Центральная база находилась в районе Белого озера. Партизаны регулярно выходили на боевые задания. Борис Гиндин участвовал в подрыве двух вражеских эшелонов с боевой техникой и живой силой на железной дороге Минск-Брест. В июне 42-го стал командиром диверсионно-разведывательной группы в отряде старшего батальонного комиссара Героя Советского Союза Антона Бринского.
Пустили под откос еще два эшелона на участке Пинск-Лунинец. Однажды при подрыве полотна на перегоне Ковель-Брест Бориса сильно контузило. Через месяц оклемался - и снова на задание.
В сорок третьем Гиндина назначили начальником штаба в отряде особого назначения. За это время подразделение взорвало 127 эшелонов, мост, пекарню, электростанцию... В мае 1944 года старшего лейтенанта и еще несколько человек переправили на самолете в Москву, а 22 июня в Кремле Гиндин из рук Михаила Калинина за участие в партизанских операциях в тылу врага получил орден Красного Знамени. К слову, всего у полковника в отставке (после войны с отличием окончил Военно-инженерную академию им. В.В. Куйбышева), бывшего преподавателя военной кафедры Тульского политехнического института Гиндина около тридцати наград: четыре ордена и многочисленные медали, в том числе две "За боевые заслуги" и довольно редкая сейчас - "Партизану Отечественной войны" I степени, отлитая из серебра. У Бориса Ароновича есть удостоверение "Партизан Белоруссии". 6 мая 2005 года по Указу Президента Беларуси он был награжден юбилейной медалью "60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков". И вот на днях героя нашла очередная награда.
- Вместе с медалью и удостоверением, - делится с корреспондентом "Союза" 86-летний ветеран, - я получил треугольное, стилизованное под фронтовое, письмо от Александра Григорьевича Лукашенко с теплыми и добрыми пожеланиями здоровья, мира и добра...
Артиллерист
5 мая коренному туляку, полковнику в отставке Евгению Николаевичу Короткову исполнилось девяносто лет, но он полон сил и энтузиазма, возглавляет Совет ветеранов одного из районов Тулы, является членом президиума областного комитета ветеранов войны и вооруженных сил. После войны бывал в Беларуси.
- Во время таких визитов наиболее ярко всплывают в памяти бои на этой многострадальной земле,- признается фронтовик. - А дух страшной войны впервые почувствовал 5 июля 41-го, ровно через месяц после окончания Тульского оружейно-технического училища, под городом Ярцевом Смоленской области. Для меня, воентехника 2 ранга, начальника боепитания танкового батальона, потом помощника командира роты по технической части, это были по-настоящему жаркие деньки: трижды наш 202-й танковый полк, на вооружении которого стояли легкие БТ и Т-26, переформировывался - машины горели как свечки. В боях на Орловско-Курской дуге воевал уже в должности начальника артиллерийского снабжения 348-й стрелковой дивизии.
Особенно кровопролитные бои велись осенью 1941 года на крутом берегу реки Зуша в районе Вяжей, что под Новосилем.
В составе частей 1-го Белорусского фронта туляк участвовал в боях за Бобруйск, Червень, Минск... Стал кавалером ордена Отечественной войны II степени, а дивизия получила почетное наименование "Бобруйской". Потом были Польша, Восточная Пруссия... Самое пекло происходило на Зееловских высотах... Войну Коротков закончил в звании майора на реке Эльба.
Летчик
Николай Иванович Кульпов - личность в Туле известная. Он - неизменный участник военно-патриотических мероприятий не только по должности заместителя председателя городского совета ветеранов. Подполковник в отставке, кавалер орденов Отечественной войны двух степеней, Красной Звезды, многих боевых медалей крыло в крыло воевал вместе с французскими летчиками легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман".
Крылатый разведчик облетал практически всю Беларусь, уже освобожденную и еще занятую врагом, - Витебск, Молодечно, Лида, Гродно, Кобрин, Орша... Труднее отыскать не обозначенные на карте населенные пункты, чем те, которые проплывали под крылом его самолета. В последнее время Николай Иванович служил в составе 18-го гвардейского дважды Краснознаменного ордена Суворова Витебского авиационного полка. Летчики из эскадрильи "Нормандия-Неман" как раз прикрывали с воздуха действия самолетов-разведчиков. После освобождения Беларуси воевал в Прибалтике, Восточной Пруссии. Уже в мирное время переквалифицировался в летчики-истребители, в звании майора командовал эскадрильей.
Кавалерист
После учебы в ФЗО молодой токарь оружейного завода Сергей Кондратьев, родившийся в Заречье, как на роду и предписано туляку-"казюку", на улице Пороховой обтачивал на станке гильзы для артиллерийских снарядов. Но едва наши войска отогнали немцев от Тулы, военкомат направил Сергея в Рыбинск, где он стал курсантом эвакуированного из Беларуси Калинковичского военно-пехотного училища. Через полгода учебы младший лейтенант-минометчик оказался в запасном полку в Москве. И здесь его судьба резко изменилась.
- Меня и еще несколько младших офицеров отобрали для службы в кавалерии, - улыбается потомственный оружейник. - Так я оказался в Таганроге в составе 4-го Кубанского кавалерийского корпуса под командованием дважды Героя Советского Союза генерала Плиева. Подходит ко мне старшина и говорит: "Ну пошли, лейтенант, учиться!" Подседлал смирную кобылку. Два дня я осваивал верховую езду. Потом две недели не мог сидеть, как мы деликатно выражались, на "нижнем бюсте".
Овладев кавалерийским искусством, новоиспеченный казак Кондратьев с боями промчался по Южной Украине, воевал в Крыму, освобождал Одессу. Копыта русских коней цокали по дорогам Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Польши.
На территории Беларуси храбрые плиевцы освобождали многие населенные пункты, в том числе и Минск. Война для лейтенанта Кондратьева, кавалера трех орденов Отечественной войны (два из них - I степени) и Красной Звезды закончилась 15 апреля 1945 года под Брно, где он получил тяжелое осколочное ранение. После демобилизации 47 лет отработал на Тульской гармонной фабрике (впоследствии знаменитая фирма "Мелодия") сборщиком-наборщиком баянов и гармоней.
Связист
У самого титулованного из награжденных юбилейной медалью - Владимира Сергеевича Королева, фронтовая, а потом и гражданская судьба сложилась, можно сказать, на зависть многим. Еще бы, полный кавалер орденов Славы, после войны награжден орденами Ленина, "Знак Почета", "Дружбы народов", почетный гражданин Тулы. А начиналось все довольно прозаически.
17-летний слесарь Тульского оружейного завода вместе с другими рабочими предприятия был эвакуирован в Саратов. Там добровольно поступил в военное училище связи, через полгода сержант Королев на фронте. Его мотострелковая дивизия входила в состав 2-й танковой армии генерала Богданова. Сержант принимал участие в боях на Орловско-Курской дуге. Фронтовая судьба забросила на Украину, в Молдавию, Румынию.
- Под Яссами нас снимают с позиций и отправляют на отдых и пополнение, - вспоминает Владимир Сергеевич. - Так наша часть оказалась вначале под Ковелем, потом мы вступили на территорию Беларуси. С быстротечными боями прошли всю эту истерзанную землю. Иногда продвигались на 70 километров в сутки. Довелось освобождать Минск. Я обеспечивал связь практически на передовой, от командира батальона до роты, не раз был ранен, но поле боя не покидал. Последнее ранение оказалось тяжелым. Дело было уже в Берлине.
Многие, в том числе и однополчане, по-хорошему завидовали Королеву. Как не удивляться, если за 11 последних месяцев войны на него, как из рога изобилия, посыпались награды. Да еще какие! Медали "За боевые заслуги", "За отвагу", орден Славы III степени, потом второй, первой... Бывший токарь с ТОЗа вернулся в родную Тулу в погонах старшины и полным кавалером солдатской доблести.
Сапер
Самый "молодой" из этой великолепной шестерки - 84-летний Иван Мельников - начал войну рядовым под Ленинградом и закончил ее в том же почетном звании, но уже в поверженном Берлине. Батальон глубинной разведки бросали то в огонь, то в полымя. Приходилось воевать не только в пешем строю.
- Однажды нашу группу посадили в самолет, - вспоминает бывший солдат, - и на парашютах сбросили на территории Беларуси в лесных болотах возле населенных пунктов Опочки и Себеж. Там мы соединились с партизанами и начали вести разминирование, для того чтобы обеспечить безопасное наступление наших войск.
Теперь Иван Георгиевич на лацкан своего парадного пиджака рядом с фронтовыми наградами с достоинством прикрепит юбилейную медаль "65 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков".