Недавно российское посольство в Беларуси переехало в новое, построенное по оригинальному проекту здание в одном из красивейших мест Минска - у Комсомольского озера. Здесь намного удобнее не только дипломатам, но и посетителям. Большинству из них нужна помощь в решении различных житейских проблем - получении гражданства, визы, всевозможных документов из России. Всем этим занимается консульская служба. Те, кто там уже побывал, отмечают, насколько комфортнее прежних помещения по улице Нововиленской, 1а: просторный и сдержанно нарядный зал приема граждан, удобно расположены информационные пособия и специальные пандусы для людей с ограниченными физическими возможностями. Летом можно присесть на лавочку под навесом, укрывшись от солнца или дождя. Есть даже комната, чтобы торжественно провести бракосочетание. А изменились ли стиль и содержание деятельности консульской службы?
- Одной из характерных особенностей нашей работы является то, что она непосредственно зависит от процессов создания Союзного государства, - рассказывает руководитель консульского отдела посольства Игорь Конякин. - В первую очередь это касается реализации на практике белорусско-российских соглашений, обеспечивающих равенство прав граждан двух стран в выборе места жительства, работы, учебы, пенсионного обеспечения и в других сферах. Эти факторы предопределяют цели и задачи, стоящие перед сотрудниками консульской службы. Мы исходим из того, что она должна быть максимально приближена к человеку, нацелена на обеспечение его законных прав и интересов.
В беседе Игорь Юрьевич отметил, что не ощущает себя в Беларуси иностранцем. И россияне в целом чувствуют себя здесь достаточно комфортно. Об этом говорит и статистика. Если в 2006 году на консульском учете состояло 30 687 человек, то сейчас уже около 40 с половиной тысяч. Большинство в той или иной мере пользуются возможностями, гарантированными межгосударственными и межправительственными соглашениями в социальной и образовательной сферах, в области здравоохранения и миграции, социального страхования. Тем не менее в некоторых случаях еще приходится регулировать проблемные вопросы, а то и просто разъяснять гражданам их права.
О том, что консульские работники при этом не делят посетителей на "своих" и "чужих", редакции "СОЮЗа" сообщили читатели. К примеру, в марте в посольство обратилась Надежда Ивановна Алексеева, гражданка Беларуси. В юности, пришедшейся на годы войны, она работала на оборонном предприятии в глуби России. Для ветерана было принципиально важно получить подтверждение своего участия в победе над общим врагом. Правда, где, на каких предприятиях это было, память не сохранила. Консульским работникам пришлось разослать немало запросов в разные регионы России, прежде чем картина прояснилась. А благодаря участию заместителя губернатора Челябинской области Н.Рязанова белорусской гражданке было выдано удостоверение к медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Его работники российского консульства вручили ветерану в День Победы, постаравшись придать событию и теплоту, и торжественность.
В другом случае пришлось выручать гражданку России, не только оказавшуюся в тяжелом материальном положении, но и ставшую жертвой преступников - бывает, к сожалению, еще и такое. Дело осложнялось тем, что на руках потерпевшей находился сын-подросток, а в результате жизненных невзгод сама она оказалась в больнице.
Консульские работники навещали женщину, после выписки отвезли домой, а это примерно полторы сотни километров от Минска, сделали все возможное, чтобы семья как можно быстрее и без излишних формальностей вернулась на родину в Тамбов.
- В последние годы отмечается резкий рост обращений к нам россиян и иностранных граждан по всему спектру вопросов, входящих в компетенцию консульской службы, - комментирует эти случаи И. Конякин. - Оказываем правовую помощь, консультируем, рассылаем запросы на выполнение нотариальных действий, оформляем акты гражданского состояния. Важная сфера деятельности - подготовка документов по вопросам гражданства, выдача загранпаспортов, виз, различных справок. Все это требует от работника консульской службы разносторонней подготовки: он должен владеть основами практически всех отраслей права, уметь быстро принимать ответственные и верные решения. Но все это мало чего стоит без высоких моральных качеств. Ведь иногда нашим специалистам приходится выступать даже в роли адвоката, психолога.
И уж совершенно недопустимым считается создание морального напряжения для посетителей в самом консульстве. Что людей в первую очередь раздражает? Очереди! Их, в том числе благодаря переезду в более просторное и лучше оснащенное здание, удалось избежать. На визит по паспортным вопросам, например, не надо даже записываться. Во многом это результат эффективной деятельности пунктов приема заявлений на оформление загранпаспортов в Гомеле, Витебске, Могилеве (в отличие от Беларуси, где действует единый гражданский паспорт, в России для выезда за рубеж нужно оформлять заграничный). В ходу новейшие технологии: граждане не только могут подать заявление на получение документа по интернету, но и в режиме реального времени отследить, готов ли он. К слову, благодаря белорусско-российским соглашениям, направленным на обеспечение равных прав граждан двух стран, теперь россияне могут приезжать в Беларусь как по внутренним, так и по заграничным паспортам.
- Еще одно наше новшество, ставшее возможным благодаря переезду в более просторное здание, - появилось дополнительное "окно" для приема посетителей по вопросам гражданства, - продолжает консул. - Так что вскоре планируем и здесь отказаться от предварительной записи. Более детальной и информативной стала страничка нашего отдела на сайте посольства России в Беларуси.
Во многом эффективность консульской службы зависит от тесного взаимодействия с белорусскими коллегами, отмечают работники российского посольства в Беларуси.