Как сообщала "РГ", победителем конкурса "Учитель года-2009" стала преподаватель математики средней школы N 5 города Магнитогорска. Главную награду - хрустального пеликана - лауреату вручал президент России Дмитрий Медведев.
Наталья Никифорова стала героиней телемоста Челябинск - Магнитогорск, где отвечала на вопросы коротко, по-математически четко, не теряя чувства юмора. Она часто демонстрировала свою неподражаемую очаровательную улыбку, которую еще в Москве заметили все участники конкурса.
Российская газета: Какая атмосфера царила на конкурсе?
Наталья Никифорова: Замечательная. И это несмотря на соперничество участников. Были, например, случаи, когда учителя помогали друг другу с техникой. А вообще это был грандиозный фестиваль новых идей, необычных подходов к образованию.
РГ: На "круглом столе" с министром образования и науки Андреем Фурсенко вы предложили ввести в школе ставку освобожденного классного руководителя. Почему?
Никифорова: Чтобы получать хорошую зарплату, педагогу приходится устраивать "гонку" за часами. Времени ни на себя, ни на человеческое общение с классом просто не хватает. Введение такой ставки позволило бы так заниматься с учениками, чтобы их развитие было более индивидуальным.
РГ: Как вы относитесь к 10-балльной системе оценок - надо ли ее вводить в наших школах?
Никифорова: Мне кажется, это было бы вполне разумно. Ведь фактически у нас сегодня трехбалльная система оценок - от "тройки" до "пятерки". А на ЕГЭ знания оцениваются по 100-балльной шкале. Эти две системы оценок плохо согласуются между собой. И, скажем, сегодняшняя "тройка" дает весьма расплывчатое понятие об уровне знаний ученика.
РГ: Обсуждались ли в кулуарах конкурса проблемы единого госэкзамена? Ведь у него до сих пор много как сторонников, так и противников. Как вы относитесь к ЕГЭ?
Никифорова: Какой-то особой дискуссии во время конкурса на эту тему я не помню. Единственное, что учителя литературы жаловались, что ЕГЭ по этому предмету субъективен. Но это больше "технический" момент. Ведь что такое ЕГЭ? Лишь одна из форм сдачи экзамена, причем уже законная и, кстати, во многом справедливая. А спорить о форме глупо.
РГ: Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы больше молодых выпускников педагогических вузов оставались работать в школе?
Никифорова: Было бы здорово, если бы молодых специалистов обеспечивали жильем. Это позволило бы сразу снять многие проблемы. Но самое главное - молодым специалистам нужно дать свободу творчества. Скажем, в моей школе мне позволяют работать так, как я хочу. Думаю, что без этого не было бы и успеха на конкурсе. Свобода проявляется в том, что у меня разумная отчетность и меня не дергают излишними проверками.
Я преподаю не только в обычной средней школе, но и в школе индивидуального образования одаренных детей, и это заставляет искать нестандартные подходы к преподаванию. С одаренными детьми по-другому нельзя - иначе они перестанут тебя воспринимать.
РГ: А есть ли у вас какой-то особый подход к слабым ученикам из обычной школы?
Никифорова: К слову "слабый" в данном случае отношусь очень осторожно. Считаю, что базовый минимум по математике в состоянии освоить каждый ученик. А если кто-то действительно плохо знает предмет, значит, это моя недоработка.
РГ: Какими качествами, по-вашему, должен обладать современный учитель?
Никифорова: Ответственность, чувство юмора, выдержка и стремление к саморазвитию - без последнего качества, мне кажется, вообще невозможно работать в школе.
РГ: Откуда у вас тяга к математике?
Никифорова: Мне ее привили мои учителя. Вообще я не из педагогической династии. Хотя... Мама у меня работает в школьной библиотеке. А тетя - учителем математики в Ленинградской области.
РГ: Есть у вас предложения о трудоустройстве после победы на конкурсе, скажем, на преподавательскую или административную работу? Известно, что вас приглашал на работу в МГУ ректор Виктор Садовничий.
Никифорова: На административную работу я бы, наверное, согласилась. Лет через десять. Пока мне интересно то, чем сейчас занимаюсь. Других предложений пока не было. Поступят - подумаю. Что касается МГУ... На сегодняшний день у меня два выпускных класса, я их не могу бросить.
РГ: Есть такая фраза: "Он стал поэтом, потому что для математики у него не хватило фантазии". Вы с ней согласны?
Никифорова: Согласна. Тот, кто знаком с математикой поверхностно, считает, что это только цифры и формулы. На самом деле математика - это в первую очередь умение мыслить.
Справка "РГ"
Наталья Никифорова родилась в Чехословакии, где тогда служил ее отец-военный. Сейчас у самой Натальи Сергеевны своя семья - муж и дочка четырех лет. В школе она преподает всего семь лет, однако за это время сумела разработать и внедрить собственную методику преподавания математики, воспитала призеров и победителей региональных математических олимпиад.
В прошлом году она решила заняться йогой. Новое хобби понадобилось, по словам Натальи Сергеевны, чтобы лучше понять свое внутреннее состояние и управлять собой.