22.10.2009 00:09
Спорт

Олег Иванов: У Льва Яшина было уникальное, единственное в своем роде достижение

О лучшем вратаре мира читателям "РГ" рассказал его дублер
Текст:  Олег Иванов (заслуженный тренер России)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №201 (5025)
Читать на сайте RG.RU

22 октября лучшему вратарю прошлого столетия Льву Яшину исполнилось бы 80 лет.

Я считаю, что мне посчастливилось: хотя больших отличий не добился, был рядовым мастером спорта, зато играл в одной команде с Яшиным. Каков он был в игре, в общении с нами, молодыми вратарями "Динамо", в быту, на людях?

Наш футбол на протяжении всей своей длинной истории повидал немало отличных голкиперов. Замечу, что трибуны обычно неравнодушны к вратарям, совершающим акробатические прыжки, "парящим" в воздухе. Этим страдали и мы, молодые вратари московского "Динамо" - Лев Белкин, Валерий Балясников, Саша Ракитский и ваш покорный слуга. И когда мы пропускали несложные мячи, когда заменяли Яшина, обычно звучала в прессе, среди специалистов и болельщиков такая фраза: "А Яшин этот мячишко бы взял". Всех нас невольно сравнивали с ним, прикидывали, способен ли кто из нас заменить "великого". Трудно было играть всем нам под таким прессом авторитета Льва Ивановича. Ставили нас в ворота, если Яшин был травмирован или отлучался в сборную команду страны.

А Яшин играл долго, с 1953-го по 1970 год, и до последнего матча - надежно. А ведь противостояли Яшину - Пеле, Гарринча, Вава, Беккенбаур, Эйсебио.

Никто не верил, что он может ошибаться

У Яшина было много достижений во вратарском деле. Но одно, на мой взгляд, уникальное, единственное в своем роде: ему реже, чем другим вратарям, били по воротам. И наши форварды, и прославленные бомбардиры сборных команд всего мира, да все, кто хоть раз играл против Яшина, считали, что бесполезно, глупо и даже неприлично бить ему не наверняка. Ни у кого не возникало мысли, что Яшина можно застать врасплох, поймать на небрежности, на грубой ошибке.

Вспоминаю, каким постаревшим, мрачным вернулся Лев Иванович с чемпионата мира в Чили. В проигрыше решающего матча хозяевам обвинили Яшина. Казалось, его "звезда" закатилась. Об этом говорили и на знаменитой в те годы футбольной толкучке у стадиона "Динамо", где болельщики знали все про игроков. Как Лев Иванович пережил это время, что передумал, трудно передать. Ходил он по Новогорску незаметным, тихим. На одной из тренировок команды "Динамо" он показал нам, с каких мест и как были забиты эти два проклятых гола.

Переживала за мужа, сама не своя ходила и жена - Валентина Тимофеевна. На работе сослуживцы, останавливая ее, сокрушались: "Как же так? Что же там твой делал на поле?! Мух ловил?" Подобные разговоры продолжались долго. Про Яшина забыли, он играл за дублирующий состав с ребятами на 10 - 15 лет моложе, порой годящимися ему в сыновья. А играл старательно, выкладывался - вот что было удивительно. Оказалось, что Яшин по-прежнему нужен клубу. Играя с ним в дубле, вскоре заявили о себе и вошли в сборные Мудрик, В. Иванов, Аничкин и многие другие. Чувствовал большой авторитет Яшина в команде, хотя тот не играл в "основе", и ставший первым номером Владимир Беляев. Вдруг он занервничал в воротах "Динамо", и тогда тренеры команды попробовали вернуть Яшина в основной состав. Он радовался этому как мальчишка, хотя и старался скрывать свои эмоции. И вскоре уже никто не сомневался, что Яшин - первый вратарь "Динамо" и всего нашего футбола.

Сообщение из штаб-квартиры ФИФА о приглашении Льва Яшина принять участие в "матче века" в честь празднования 100-летия английского футбола вызвало много споров. Мало кто знал,что сборную звезд тренировал человек, команда которого год назад выиграла тот злополучный матч на первенство мира у команды СССР. Тот тренер не считал Яшина виновником поражения, признавая за ним право первого вратаря в мире.

В начале лета Лев Иванович переселился жить на базу в Новогорск и начал подготовку к "матчу века". Утром тренировался с нами, динамовской молодежью, затем занимался с основным составом.

Что было потом в Англии, многие люди старшего поколения помнят. Один только мяч, взятый Яшиным от Джимми Гривса, лучшего бомбардира хозяев поля, имевшего кличку "человек-гол" и бившего Яшину в упор, с линии вратарской площади, заставил весь стадион встать...

Затем была Италия. Ответный матч сборной СССР в отборочных играх чемпионата Европы с хозяевами поля. Яшин после чемпионата мира в сборной команде не появлялся. Но старший тренер Константин Иванович Бесков вновь доверил ворота Яшину. Гости обстреливали ворота Яшина с разных дистанций, выходили один на один, наносили удары в углы, но Лев Иванович был вездесущ. И вдруг одиннадцатиметровый в наши ворота.

Стадион замер, казалось, на футбольном поле только два человека - итальянец Маццола, собирающийся бить пенальти, и Лев Яшин. Вратарь по развороту ноги нападающего вычислил, куда полетит мяч, и советские футболисты вышли в финал чемпионата Европы, а в конце сезона Яшин стал обладателем "Золотого мяча" как лучший футболист Европы в 1963 году.

С трибун неслось: "Не робей, малец!"

Авторитет Яшина, его популярность после 1963 года были огромны. Каждый выход молодого, нового динамовского вратаря рассматривался как событие. Саша Ракитский был опытней, старше меня. Сыграл в "Динамо" много матчей, но привыкнуть к психологическому грузу не мог. Талантливый вратарь, он раскрылся как спортсмен, играя в "Карпатах" (Львов) и "Торпедо" (Москва). Я был моложе Ракитского и первый раз вышел менять Яшина, когда мне было немногим больше шестнадцати лет. Динамовцы уверенно выигрывали матч у одес-ского СКА. Сижу в запасе, наблюдаю игру. У Яшина особой нагрузки не было. Несколько ударов с дальнего расстояния. Вдруг слышу голос старшего тренера Соловьева:

- Олег! Быстро переодевайся, заменишь Яшина!

Что я пережил тогда - прилив радости, волнение. Меняю Яшина, самого Яшина. И холодок по всей коже. Не помню, как вышел на беговую дорожку, прибежал к воротам.

С трибун кричат:

- Не робей, малец! Счет большой!

Меняю Льва Ивановича. Слышу, он говорит: "Олег, все будет нормально. Играй, как умеешь, ничего не выдумывай ", - а сам сел на скамеечку за воротами. "Ну, думаю, если ошибусь, Яшин рядом, поможет советом".

Игра шла в одну сторону. Одесситы, кажется, смирились с поражением. Думаю, хорошо бы отстоять на "сухую". И как будто меня кто-то услышал и решил устроить экзамен. Ошибся один из наших защитников. Вот тебе и проверочка - удар из радиуса штрафной площадки, прямо по центру ворот. Занял место в одном углу, "стенка" закрыла другой. Жду удара. Борис Петров, техничный футболист, выступавший за СКА, умел подкручивать мячи в ближний угол, обводя "стенку". Об этом я не знал. Удар! Прыгнул за мячом - не дотянулся. Мяч влетел в ближний угол, не задев ни одного динамовца. Гол!

Поднимаюсь с земли, смотрю, Лев Иванович улыбается: "Все нормально, Олег! Мяч трудный. Играй, ничего страшного не произошло".

Армейцы почувствовали, что в воротах "Динамо" зеленый юнец, стали обстреливать мои ворота, но забить больше не удалось. После простых и добрых слов Яшина груз волнения спал. Льва Ивановича часто расспрашивали о его секретах.

- Приходите на тренировку - увидите секреты, - отвечал он корреспондентам и при этом весело подмигивал нам.

И когда в конце тренировки мы, потные, с головы до ног в зелени травы, приходили в раздевалку, Лев Иванович, улыбаясь, повторял журналистам:

- Вот вам мои секреты - пахать до седьмого пота на тренировках.

Досье "РГ"

Лев Яшин. Прозвища: Черная Пантера, Черный Паук, Черный Осьминог.

Родился - 22 октября 1929 г. Умер 20 марта 1990 г. в возрасте 60 лет.

Рост 189 см, вес 82 кг.

Олимпийский чемпион, обладатель "золота" и "серебра" Кубков Европы, за карьеру стал чемпионом СССР по... хоккею с шайбой, 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовая медали чемпионатов СССР по футболу. Трехкратный обладатель Кубка СССР по футболу, 11 раз признавался лучшим вратарем страны. Награжден Звездой Героя Социалистического Труда.

В 1997 году был установлен памятник Яшину работы скульптора Рукавишникова А. И. в спорткомплексе "Лужники" в Москве. Спустя два года установлен памятник на центральном стадионе "Динамо" в Москве работы того же автора. В Тольятти есть улица Льва Яшина.

ФИФА учредила приз имени Яшина - лучшему вратарю финальной стадии чемпионата мира по футболу.

Игроки и тренеры