Сигнал о бедствии на большую землю из тундры пришел случайно. Активист ассоциации малочисленных коренных народов "Лач" позвонил в национальное село, чтобы узнать, как в нем идет преподавание корякского языка.
Оказалось, у единственного таксофона в селе Парень организовано круглосуточное дежурство - послать SOS любому, кто придет на связь из внешнего мира. У самих сельчан денег на телефонные карточки не осталось. Сотовой связи, как и телевидения, нет. Местные жители недоедают, причем не первый месяц. Раньше продукты - муку, сахар, соль и консервы - доставлял вертолет, но последний раз его видели весной, когда цвел ягель. Больше месяца назад по реке приходил паром, но продукты привез только для детского сада.
- У нас нет ни муки, ни сахара на зиму. Едим то, что заготовили летом, - говорит по телефону жительница села Лариса Чекико.
- Без хлеба сидим, на одной рыбе живем. Соленый хариус, навага - вот и вся пища, - выхватывает трубку у односельчанки директор начальной школы Надежда Туйкавал.
- Зарплата - три-четыре тысячи рублей. Мешок муки столько стоит, - слышен в трубке мужской голос.
Жители говорят, что врачей и медикаментов в селе нет, медосмотра не было очень давно. Из восьми малышей детский сад посещают трое, остальные чем-то хворают. С апреля. Тогда вертолет последний раз забрасывал продукты, зарплаты и пенсии. От Петропавловска-Камчатского в село, которое расположено практически на границе с Магаданской областью, на вертолете нужно добираться около восьми часов с двумя пересадками.
Из Парени можно попасть только в село Каменское, что в двухстах километрах, но для этого нужны топливо или деньги. А зарплату получают немногие, среди них - учителя местной начальной школы. Паспорта у большинства сельчан давно просрочены.
Информация о положении в Парени попала в Интернет, пресса обратилась за разъяснениями к губернатору края.
- У нас есть министерство здравоохранения, у нас есть соответственно Роспотребнадзор, эти вопросы им в первую очередь нужно задавать, - заявил корреспонденту "РГ" Алексей Кузьмицкий.
В краевом правительстве ничего чрезвычайного в положении сельчан не увидели.
- Ситуация вполне штатная, - сообщил заместитель председателя правительства Камчатского края Александр Дроздов. - Вот я хочу разобраться в ситуации по завозу продуктов питания, по завозу топлива. По остальным вопросам правительством края ведется постоянный мониторинг.
Еще в 1980-е годы власти собирались закрыть Парень, а жителей переселить в большие деревни, где есть аптеки и магазины, но сельчане отказались. Все они коряки, на этой земле их предки жили столетиями.
Сейчас ситуацией в корякском селе заинтересовалась краевая прокуратура.
- Прокурор края поручил лично прокурору Пенжинского района провести проверку по данным фактам, - заявила старший помощник прокурора Камчатского края по связям с общественностью Светлана Никифорова.
Когда верстался номер, пришло сообщение, что в село отправился вертолет с представителями Законодательного собрания Камчатского края, которых возглавляет депутат Игорь Паршин. Законотворцы везут в Парень телевизионную антенну-тарелку и продукты питания. Врачей на борт из-за перегрузки взять не удалось - сельчане сказали, что провизия для них сейчас важнее всего.