23.10.2009 00:20
Экономика

Мелкие ритейлеры обсудили проект закона о торговле

Мелкие ритейлеры просят принять закон о торговле для всей страны, а не только для Москвы и Питера
Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Столичный выпуск: №202 (5026)
Читать на сайте RG.RU

Вчера собственники так называемых "независимых" торговых сетей собрались в Москве на свой третий съезд в том числе и для того, чтобы сформулировать свое отношение к проекту закона об основах государственного регулирования торговой деятельности.

"Третьей силой", занимающей позицию между крупными ритейлерами и агропромышленным комплексом, объявили себя члены Союза независимых сетей России. И в преддверии второго чтения законопроекта в Госдуме попросили депутатов: "Не убивайте нас своим регулированием!"

Председатель координационного совета СНСР Олег Пономарев подверг критике порог доминирования в 25 процентов продовольственного товарооборота в пределах муниципального образования. В малых городах часто может выжить только один супермаркет. И у него если не 100 процентов продовольственного товарооборота, то уж 40-50 процентов - точно. Что же, в такие муниципальные образования сети с принятием закона не смогут прийти?

А вот предложение дать государству право устанавливать предельные цены на те или иные виды продовольствия, если цена на них за месяц выросла на 50 процентов, Олег Пономарев не отверг - в силу малой вероятности таких событий.

Пономарев привел цифры, которые ярко показывают, какая ситуация сложилась сейчас на розничных рынках в результате кризиса: "Продолжается снижение потребления и продаж на 7-14 процентов в зависимости от региона". При этом земля в региональных городах сильно подешевела, российские торговцы не первого ряда испытывают серьезные трудности с деньгами и вынуждены, как утверждает Олег Пономарев, торговать либо себе в убыток, либо с нулевой прибылью. Инвестиции, которые прежде достигали 20-30 процентов оборота, теперь свернуты.

Такое положение Олег Пономарев назвал "чрезвычайно благоприятным для развития розницы иностранными коллегами". Казалось бы, какая разница всем, кто не входит в число собственников сетей, кто там развивает торговое дело? Однако в СНСР провели любопытное исследование. Один гипермаркет, условно, выбивает с рынка одну небольшую сеть из 30 магазинов. В гипермаркете все очень автоматизировано и эффективно, поэтому там работает всего 250 человек. Тогда как в трех десятках сетевых магазинов трудятся 900 человек, которые живут тут же, в сравнительно небольшом городе, где наверняка нет избытка рабочих мест.

Да, в гипермаркете цены на товары под федеральными брендами ниже - за счет лучшей логистики и, главное, за счет большого объема закупок. На первый взгляд это прямая выгода для покупателя. Но гипермаркет преимущественно федеральным товаром и торгует. По подсчетам СНСР, у гигантов на прилавках только 15 процентов местного продовольствия, а у небольших сетей - 45 процентов. Понятно, что при такой статистике с приходом гипермаркета из-за отсутствия сбыта зачахнет небольшой городской молокозавод, а вслед за ним - и фермы.

В целом пафос съезда явно был направлен на то, чтобы провести границу между крупными ритейлерами, Москвой и Санкт-Петербургом, с одной стороны, и средней российской реальностью - торговой сетью где-нибудь во Владимире или Томске. Но вот услышат ли депутаты этот "голос малых" перед вторым чтением закона о торговле? Или по-прежнему будут ориентироваться на более богатых, а потому и более "голосистых" федеральных ритейлеров?

Справка "РГ"

Вклад всех розничных торговцев в ВВП - 20,7 процента. Торговый оборот членов Союза независимых сетей России до кризиса был выше 1,6 миллиарда долларов.

Товары и цены