Британское управление по финансовым услугам направило банкам страны распоряжение, в соответствии с которыми им надлежит "глубже и дотошнее" вникать в жизненную ситуацию потенциального заемщика с тем, чтобы удостовериться, что "его потребительские предпочтения не повлияют негативно на способность выплачивать ссуду".
Наблюдатели расценили это завуалированное указание как посягательство на частную жизнь. Иначе ведь и назовешь указание, что банки в праве задавать заемщику, решившему купить, скажем, дом, такого рода вопросы: сколько он тратить денег на алкоголь, как часто ходит в театр, где проводит отпуск, вовремя ли платит за мобильный телефон.
Управление тут же разъяснило, что новые директивы - это реакция на щедрые ипотеки, выделенные банками для приобретения недвижимости, что, собственно, и явилось одной из причин финансового кризиса. Той практике сопутствовала философия, что заемщик, в конечном счете, сам должен отвечать за выплату ссуды. Сегодня такой подход требуется изменить.
В обязанности банка, прежде всего, входит присмотр за тем, в состоянии ли заемщик вообще взять ссуду. Для этого надо знать, как выплачивал он ее в прошлом, не брал ли кредит, не соответствовавший цене недвижимости. Ведь не секрет, что в период, предшествовавший финансовому краху, выдавались ипотеки, превышавшие рыночную стоимость недвижимости. Были доступны также займы на основе заявлений о доходах, который заемщик сам определял, если он оказывал, например, индивидуальные услуги.
По сведениям управления, в 2007 году такого рода ипотеки достигали 45 процентов. Теперь банкам дано указание решительно отказаться от такого рода кредитования.