Какие меры готовит правительство Москвы для борьбы с пробками на дорогах? Может ли город, применяя антигололедные реагенты, оставаться чистым? Когда на центральной магистрали столицы снова появятся деревья? На эти и другие вопросы ответил в ходе "делового завтрака" в "РГ" руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин.
Нужна помощь центра
Российская газета: Леонид Арнольдович! Пробки в Москве настолько парализуют движение, что дальше, как говорится, уже ехать некуда. Понимают ли столичные власти, что нужны неотложные меры?
Леонид Бочин: Давайте взглянем, насколько забиты стоящими машинами все основные магистрали и вспомогательные улицы города. Убрать бы их - и сразу свободнее станет движение! Причем, авто стоят прямо на проезжей части, а многие - даже на тротуарах. Что может сделать город в этой ситуации? Иногда машины вывозят эвакуаторы, если, например, нужно растить проезд для крупного сановника. За несанкционированную парковку инспектора ГИБДД почти не штрафуют. Да и кого испугаешь мизерным штрафом при цене парковочного места на час в центре города чуть ли не выше этого штрафа? Еще 7-8 лет назад правительство Москвы выступило с законодательной инициативой внесения поправок в Административный кодекс РФ, чтобы увеличить размер штрафов за парковку на проезжей части. С тех пор мы настырно ежегодно выходим в Госдуму РФ с этими поправками, а воз и ныне там. Итог? Повсюду стоят на дорогах и в переулках в четыре ряда авто, владельцы которых могут в это время отправиться гулять в ночной клуб, ресторан или магазин. Транспортный же поток в час пик пробирается по единственной оставшейся свободной полосе.
Количество машин в столице также можно уменьшить, обеспечив приоритет на дороге общественному транспорту. На Волоколамке для него специально создана первая выделенная полоса. Но частники и на ней упорно вливаются в ряды автобусов и троллейбусов, затрудняя их движение. Задержанные инспектором ГИБДД, они откупаются небольшим штрафом и назавтра все повторяется. Убежден, что пока не появится жесткая норма в административном кодексе Российской Федерации - с крупными штрафами до миллиона рублей для всех машин, заезжающих на полосу общественного транспорта, включая авто с мигалками чиновников всех рангов и милиции, автобусы и такси не станут альтернативой легковушкам.
РГ: Россия - огромная страна, а такой мегаполис, как Москва - единственный на ее территории. Такого скопления машин, как здесь, нет больше нигде. Почему же федеральные законы, регулирующие транспортное движение, у нас одинаковы и для города с 4 миллионами авто, и для райцентра с его двумя десятками тысяч машин?
Бочин: Я говорю об этом на протяжении всех 12 лет своей работы! В законодательстве должны быть более тонкие механизмы. Нельзя работать, ориентируясь на температуру в среднем по больнице. Есть в Градостроительном кодексе РФ города-миллионники, значит, для них должны быть одни правила, а для тех, где население поменьше - другие, с учетом их специфики. Но пока, к сожалению, в Госдуме с гордостью говорят: мы приняли несколько сотен законов. А какие из них работают, а какие нет и почему, неважно.
РГ: Вы пытались изменить ситуацию?
Бочин: Да, но безуспешно.
РГ: А почему не принять административные меры на уровне города- пусть непопулярные, как делается в других городах мира. Например, запретить въезд в центр.
Бочин: Грузовикам въезд в пределы Третьего транспортного кольца уже ограничен.
РГ: Значит, пора вводить административный запрет, касающийся и легковых машин. Почему бы, например, не попробовать, как это делается в мире, разрешить один день ездить по городу машинам с четными номерами, а другой - с нечетными? Может быть, хотя бы это разгрузит дороги?
Бочин: Согласен, что вопрос заслуживает обсуждения. Но попробуй Москва пойти на это, как снова все упрется в федеральные правила дорожного движения. И если полтора миллиона автовладельцев подадут в суд, отстаивая свое право на свободу передвижения, то решение суда не трудно предугадать. Быть может, я повторюсь, но это очень важно: до тех пор, пока федеральные власти не поделятся полномочиями, которые они сгребли у себя и сами ими не пользуются, проблема будет решаться крайне медленно. Это относится не только к административным мерам, но и к финансированию. Почему в столице с таким трудом продвигается строительство дорог, парковок, перехватывающих паркингов, метро, наконец? Да потому, что город варится в собственном бюджетном соку. Федерального бюджета словно и нет, а депутаты Госдумы и чиновники будто и не ездят по московским дорогам и в столичной подземке.
Зачем рвется контролер?
РГ: Но экологические требования к моторному топливу на уровне Евро-3 при том, что по России они действуют на уровне Евро-2, Москва все-таки узаконила?
Бочин: Да, но для этого пришлось дважды дойти до Верховного суда РФ.
РГ: Это помогло улучшить качество бензина на АЗС?
Бочин: Безусловно. Кандидатов в наш "черный список" все меньше. Для сравнения: в 2008 из 326 проверенных АЗС постановления о наказании были вынесены по 42, а в отчетном периоде 2009 года из 127 АЗС нарушителей было 5. Штраф в 400 тысяч рублей явно дает эффект.
РГ: Но миллион осадков от вредных выхлопов как падал на головы москвичей, так и падает?
Бочин: Это так. 84 процента вредных выбросов приходится на долю автомобильного транспорта. В то же время, несмотря на прирост автомобилей, Москве удалось стабилизировать ситуацию с атмосферным воздухом и даже снизить его загрязненность на 4 процента по сравнению с 2008 годом. Сейчас его состояние такое же, как скажем, в Лондоне и Париже.
РГ: Москвичей, покупающих по призыву городских властей малолитражки, по-прежнему поощряете?
Бочин: Несмотря на кризис, эксперимент продолжается. С ноября прошлого года топливную карту на 24 тысячи рублей получили уже 2,5 тысячи жителей столицы, пересевшие на маленькие авто.
РГ: А с загрязнениями от промышленности проблему решил кризис?
Бочин: Он, конечно же, сказался на уменьшении выбросов. Но главное в другом. Выбросы от всей энергетики (они на втором месте после автомобилей) теперь взяты под автоматизированный контроль и фиксируются на центральном сервере "Мосэкомониторинга". Это полностью исключило ситуации, когда днем ТЭЦ - ангелы, а ночью отравляют воздух залповыми выбросами. Одного я не пойму. Зачем на ТЭЦ продолжают ходить государственные инспектора федеральной службы по технологическому надзору? Источник контроля стоит на трубе и передает данные на сервер. Зафиксировал компьютер превышение выбросов - нарушитель платит штраф. Безлюдная и бесконтактная система экологического контроля. Если её внедрить, то не будет ни поборов, ни соблазна, ни профанации контроля.
"Чернухе" на дороге сказали "нет"
РГ: Предстоящей зимой столица вновь будет использовать антигололедные реагенты, которые москвичи с иронией называют "коктейлем Лужкова". Что сделано, чтобы снизить их агрессивность по отношению к одежде и обуви москвичей, лапам собак?
Бочин: К сожалению, ничего лучшего для обеспечения зимой безопасности на дорогах специалисты пока предложить не могут. В этом году реагенты будут использовать для обработки только проезжей части. Для дворов и тротуаров предназначена гранитная крошка и щебенка. Это нынче жесткое требование ко всем работникам коммунальных служб.
РГ: А что скажете о качестве реагентов?
Бочин: Они соответствуют федеральным экологическим требованиям. Кроме того, принимается порядок входного контроля для каждой партии реагентов. Впервые будет применена и добровольная система сертификации для производителей. Те, кто пойдет на нее, будут подвергаться лишь выборочным проверкам. По прошлому опыту скажу: сверхнормативного загрязнения почв у нового поколения реагентов, не выявлено. Состояние зеленых насаждений эксперты также оценивают удовлетворительно.
РГ: А чернеют-то дороги почему сразу после полива реагентами?
Бочин: Да потому, что химикаты выносят на поверхность всю грязь, которая скапливается за лето. Чтобы этого не произошло, мэр дал дорожникам задание: до прихода зимы промыть все дороги по два-три раза. Так что будем надеяться, что встретим зиму с чистыми трассами.
Контейнер для лампочек
РГ: Москвичи опасаются, что, последовав еще одному призыву властей и заменив дома лампы накаливания на энергосберегающие, они не будут знать, что делать с перегоревшими? Их же нельзя просто выбрасывать?
Бочин: Да, такие лампочки содержат ртуть, их запрещено даже утилизировать на полигонах. Поэтому все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать специальные места сбора ламп и их вывоз на переработку. Еще в прошлом году ДЕЗы собрали и сдали на переработку более 1,2 млн штук ламп от жителей.
РГ: А что их ждет дальше?
Бочин: Переработка. В прошлом году переработано 6,5 миллиона штук ртутьсодержащих ламп и более 6 тысяч приборов. Специально созданные организации получают из них алюминий, стекло и люминофор - обогащенное сырье для получения товарной ртути.
РГ: А что Москва планирует вообще делать с твердыми бытовыми отходами? Ведь от строительства 9 мусоросжигательных заводов власти отказались?
Бочин: 5,5 миллиона тонн мусора, ежегодно образующихся в столице, действительно нужно куда-то девать. Мусоросжигание используется во многих городах мира. В Париже, например, работает 11 мусоросжигательных заводов. Лондонский завод мощностью 420 тыс. тонн ТБО в год расположен в 2 километрах от исторического центра города. А в небольшой по площади, но густонаселенной Японии только в Токио действует 22 завода.
Недавно и в центре Неаполя Сильвио Берлускони открыл мусоросжигательный завод. А в Вене, жители которой к экологии и собственному здоровью относятся весьма серьезно, решение о реконструкции старого мусоросжигательного завода было принято на референдуме.
К сожалению, наши политиканы, выступая против строительства таких предприятий, использовали ассоциативный ряд заводов тридцатилетней давности, которые вместе со своими проблемами остались в далеком прошлом. Сейчас же ни одного завода не найдете без многоступенчатой газоочистки, дорогущих фильтров и катализаторов, которые позволяют нейтрализовать вредные выбросы.
РГ: И тем не менее Москва объявила, что будет строить комплексы гидросепарации…
Бочин: Это решит проблему половины отходов. А куда остальные? Нужно разумное сочетание переработки со сжиганием. Но это моя точка зрения. Решение - за правительством Москвы, которое до конца года рассмотрит программу утилизации твердых бытовых отходов до 2012 года.
Есть еще один вопрос, без которого не имеет смысла обсуждать эту тему. Россия - единственная страна в мире, не имеющая федерального законодательства о таре и упаковке. Сколько бы мы ни обращались по этому поводу в минэкономразвития, никакой реакции. А суть законопроекта состоит в том, что необходимо создать на уровне государства национальный фонд, в который предприятия будут вносить плату за утилизацию упаковки своей продукции после ее использования. В Европе, Америке, Японии и Канаде такое законодательство существует много лет. Россия же, не имея его, теряет в год от 10 до 15 миллиардов долларов.
Клевета - на совести политика
РГ: При обсуждении генплана москвичи подняли много вопросов о состоянии зеленых территорий в городе. Их количество увеличится?
Бочин: Да. Сейчас на москвича приходится 20,1 квадратных метров озелененных территорий общего пользования, а к 2025 году планируется достигнуть 23,7 квадрата.
РГ: В докладе Бориса Немцова "Лужков. Итоги" говорится о том, что к этому времени вырубят парки Лосиный остров, Крылатские холмы, Царицыно…
Бочин: Клевета. Когда санитарную рубку, которая проводится для того, чтобы лес дышал, называют уничтожением парков, пусть это остается на совести политика.
РГ: Давайте составим рейтинг округов города по озелененности.
Бочин: Благополучнее всего те округа, где расположены самые крупные особо охраняемые территории: Северо-Западный, Юго-Западный, Западный, Восточный и Северо-Восточный…
РГ: Правда ли, что на Тверской весной начнут сажать деревья?
Бочин: Правда. А чтобы они снова не погибли под натиском газов от машин, посадим их в контейнерах, а на зиму будем убирать в оранжереи.
РГ: И какие же это будут деревья?
Бочин: Например, липы. А следом за Тверской возьмемся за озеленение и Садового кольца.