Ажиотаж уж если не как на Олимпийских играх, то никак не меньше, чем на мировых первенствах. Одних японских журналистов - сотня. А всего на втором этапе мировой серии ИСУ Гран-при аккредитовано около 300 представителей российских и зарубежных СМИ.
Но тон все равно задают японцы. Не знаю, что было раньше, но за последние 34 года не наезжали к нам в Москву на спортивные турниры такие полчища людей в темной одежде с самой суперсовременной техникой, заполонившие весь огромный пресс-центр дворца "Мегаспорт".
А вся суть этого нашествия - в ожидавшейся дуэли двух японок-красавиц - чемпионки мира Мао Асады, которую тренируют Татьяна Тарасова и ее помощница Жанна Фолле, и Мико Андо, занимающейся под руководством Николая Морозова. К сожалению, дуэли совсем не вышло. Асада, что редко случается с фигуристками такого высочайшего класса, сорвала короткую программу, заняв шестое место, а после произвольной сумела перейти лишь на пятое.
Трудно передать печаль, да что там, траурный настрой, охвативший наших японских коллег. Они как-то сразу поутихли, почти перестали приходить на пресс-конференции, да и микст-зона, где сначала было из-за них не протолкнуться, постепенно опустела. Но горевать-то рано! На взгляд всех трех призеров "Кубка Ростелекома" Мики Андо, американки Эшли Вагнер и нашей Алены Леоновой, милейшая и интеллигентнейшая Мао просто перетрудилась, попытавшись сразу же "вкатиться" в длиннющий олимпийский сезон.
А для нас главный итог этого несостоявшегося японского противостояния в ином. С лучшими азиатскими спортсменками, вопреки возобладавшему недавно мнению специалистов, бороться можно и должно. Это может достойная чемпионка мира-2009 среди юниоров Леонова. Ее катание выглядит уверенно. Алена, чего до сего дня не наблюдалось, выступала с улыбкой на устах. Катание, если можно так сказать, приобрело явную устойчивость. Состав на "Кубке Ростелекома", как утверждали сами спортсменки, подобрался самый звездный из всех шести этапов. Но случилось, удалось, и теперь хочется надеяться, что в наше женское российское фигурное катание вернулись определенные надежды. Предстоит, и Леонова сказала об этом прямо, "большая работа над ошибками". Необходимо лишь успеть проделать ее до январского первенства Европы в Таллине.
"Это катался олимпийский чемпион", - цитата из высказывания японца Такахико Козуки, занявшего второе место и именно так оценившего победное катание Евгения Плющенко. А известнейший американец Джонни Вейр, даже не попавший в любимой им Москве в призеры, с определенной грустью произнес: "Великий король вернулся!" Третий призер, наш вчерашний юниор Артем Бородулин, вообще смотрит на Евгения Плющенко, будто на небожителя, но тем не менее говорит, что его возвращение подхлестнуло всех ребят из сборной. Насчет всех - не знаю, а самого Артема, чье выступление щедрый Плющенко назвал "подвигом", уж точно.
Не хочется никого обижать, но на льду "Мегаспорта" Евгений выглядел гигантом, выехавшим посоревноваться с группой способных пигмеев. Я поразился тому, как буквально вырвался он на разминку перед произвольной, как беспощадно совершал свои прыжки на разминке. Он подавил всех накатом, уверенностью. Грех сказать, но и в мужской раздевалке, куда то и дело приходилось заглядывать, был только Плющенко с тренером Алексеем Мишиным, хореографом Давидом Авдышем и все остальные - притихшие, смотревшие на Женю с почтением и обожанием, знавшие, это было не скрыть, что проиграли ему до выхода на лед.
Женя, два дня подряд выполнявший безупречный, прямо как для съемок учебного фильма, каскад из четверного и тройного прыжков, оценивает собственную олимпийскую готовность на 70 процентов, и никак не более. Ценю самокритичность чемпиона. Но за три, точнее, почти четыре года разлуки, появились в катании Плющенко новые черты. Не было раньше такой бьющей наповал уверенности. Прибавилось артистичности. Но не той, что из ледовых шоу с их пусю-сюсю, а настоящей - истинно мужской. Где-то после середины программы Плющенко вдруг сымпровизировал, катаясь на полной скорости, вдруг поднял вверх палец: первый я. А потом объяснял мне, что не хотел ни кичиться, ни слишком давить: "Но энергия из меня просто прет. Иногда даже неожиданно для меня. Говорят, будто катаюсь за миллионы. Миф! Треп! Я катаюсь, потому что это дает такой адреналин, офигительные чувства". И я посетовал Жене, что не смогу найти на английском синоним или нечто близкое по смыслу к слову "офигительный". Но если коротко, то Евгений Плющенко как никогда силен. Из всех наших российских надежд на "золото" во всех видах спорта (не считая командного хоккея) его олимпийская заявка видится наиболее впечатляющей. Это видно и соперникам, таким, как Козука, или дипломатично снявшемуся накануне турнира "по болезни" талантливому канадцу Патрику Чану. Тут главное - не расплескать этой бьющей энергии. Задача многоопытного Мишина и Жениной жены Яны - сохранить ее, не дать перехлестнуть через край, не дать расплескаться в иных, менее важных, чем олимпийские, состязаниях. Донести себя до Ванкувера, сохранить форму, не тревожить (пока) больную ногу и выиграть важнейший старт в Канаде, ради которого похудел на девять с половиной килограммов и отказался от ставших ненужными коммерческих контрактов с шестью нулями... Евгению Плющенко это по силам.