В ноябре-декабре столичные водители смогут узнавать о пробках на Третьем транспортном кольце с помощью электронных табло. Транспортники уверяют: внедрение новой автоматизированной системы управления дорожным движением разгрузит ТТК.
Как известно, на кольцевую магистраль длиной 36 километров столичные власти в свое время возлагали большие надежды. Предполагалось, что она спасет Москву от бесконечных заторов. А в результате кольцо само стало местом постоянных пробок.
Причины такого положения специалисты объяснили давно. Например, сужения до 3 полос, как при спуске с Савеловской эстакады по внешней стороне кольца, плохо спроектированные съезды на радиальные дороги, пересекающиеся с пешеходными переходами... Усугубляет ситуацию и безграмотное размещение крупных торговых центров. Но магазины не снесешь и кольцо не перестроишь, а разгружать его надо...
Уже сейчас по всему ТТК установлены камеры наблюдения, информационные табло и датчики, фиксирующие поток машин. А теперь транспортники с помощью электронных табло начнут предупреждать водителей о ситуации на дороге. "Эта система предназначена для информирования о состоянии дорожного полотна и загруженности магистрали", - объяснил руководитель проекта автоматизированной системы управления дорожным движением Дмитрий Максимов. При такой системе датчики считывают количество автомобилей и автоматически передают эту информацию на табло. Если впереди затор, водитель может попытаться съехать с кольца раньше и обойти его. А за данные о состоянии асфальта отвечают четыре установленные метеостанции, которые предупредят о гололеде, тумане, дожде или снеге. Казалось бы, что может быть лучше?
Но все, кто ездит по ТТК, прекрасно понимают: не так-то все просто. "Например, между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом вообще никаких съездов нет, - рассуждает знакомый водитель. - И даже если меня предупредят, что перед поворотом на Волгоградку - проб ка, а мне нужно на Рязанское шоссе, я не смогу ее объехать". Это мнение разделяет и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: "В Москве из точки "А" в точку "Б" можно попасть, как правило, одним путем. Если двумя - уже счастье". И хотя, например, на Каширское шоссе есть несколько дорог, все одинаково непроходимы.
По мнению ученого, водитель вообще не должен выезжать на кольцо. Чтобы добиться этого, городу жизненно необходимы хордовые трассы. Еще 40 лет назад архитекторы говорили о необходимости трех дорог, которые пересекали бы город, минуя центр. Теперь уже требуется больше. "Причем они не должны проходить по существующим улицам - их нужно строить вне жилой застройки, - убежден Блинкин. - То есть, чтобы город не задохнулся, нам предстоит сносить часть зданий и освобождать под них место". Но пока планы строительства даже двух хорд - Южной и Северной рокад - так до сих пор и остаются лишь проектами. А если и появятся, то проходить будут по жилым районам - с пешеходными переходами, светофорами и перекрестками.
В общем, в отличие от транспортников, которые в новой интеллектуальной системе управления дорожным движением (кстати, немецкой) видят спасение от пробок, эксперты такого оптимизма не испытывают. В Японии, США, Южной Корее и некоторых других странах, где такая система давно установлена, ее эффективность высока потому, что там есть варианты объезда. Но как она справится в Москве - большой вопрос.