27.10.2009 00:40
Экономика

Минэкономразвития: Практика госзакупок переходит от количества к качеству

На вопросы читателей отвечают разработчики новых правил оценки заявок на участие в конкурсах по государственным закупкам
Текст:  Юлия Васильева Татьяна Смольякова
Российская Бизнес-газета - : №41 (725)
Читать на сайте RG.RU

1 ноября вступают в силу новые правила оценки заявок в конкурсах по госзаказу, утвержденные постановлением правительства РФ (опубликованы в "Российской газете" от 25.09.09 г.). Постановление устанавливает единый порядок оценки всех заявок на все виды работ и услуг для всех заказчиков любого уровня власти. "Российская газета" организовала "горячую линию" для читателей. На вопросы читателей - как правильно использовать новые критерии оценки, что делать и как избежать штрафных санкций - отвечают авторы документа: заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Анна Катамадзе и начальник управления по контролю за размещением госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев.

Российская газета: Есть критерий "сроки исполнения контракта". В новой формуле сроки считают от даты заключения контракта. Но ведь контрактом может быть предусмотрено, что поставка осуществляется с момента поступления аванса, с момента уведомления исполнителя, с иной, предусмотренной контрактом, даты. Почему же надо привязываться именно к дате заключения контракта?

Анна Катамадзе: Заказчик ставит дату о заключении контракта такую, которую он считает нужным, но она всегда жесткая. Отлагательное условие по авансу может "плясать" от момента поступления денег или каких-то других условий. Вопрос состоит только в том, что при использовании критерия "срок" в порядке оценки дата, от которой отсчитывается этот самый срок, должна быть одинаковой для всех. Потому что не должно быть так: в контракте указывается, что он будет подписан с 1 декабря, а реально его подписывают 30 декабря, и тогда не ясно, что оценивали.

Именно поэтому установлено, что отсчет всех сроков, которые участвуют в оценке заявок, начинается (это устанавливается непосредственно в документации) не с конкретной даты, например 01.02.09, а в месяцах, днях и т. д. Однако важно помнить, что все сроки подписания контракта жестко регламентированы 94-ФЗ и Гражданским кодексом РФ.

Михаил Евраев: Обязательства у заказчика и поставщика появляются с даты заключения контракта. Если есть аванс, то срок его выплаты также зависит от того, когда заключен контракт. Если мы будем при оценке сроков исполнения контрактов отталкиваться, например, от даты аванса, то это будет дата плавающая. Это может привести к злоупотреблениям. Тот, кто будет знать, когда аванс поступит, будет иметь возможность сделать предложение по срокам, которое потом скорректирует вместе с заказчиком путем перевода аванса в более ранние или более поздние сроки.

РГ: Есть некоторые критерии, по которым, с одной стороны, определена формула, а с другой стороны, есть нормы, определяющие лучшие условия исполнения контрактов. Что брать за основу: формулу, по которой считается балл, или норму, в которой говорится о том, что лучшее условие исполнения - предложение наименьшей цены?

Катамадзе: Формула есть не что иное, как отражение того, кто предложил лучшие условия исполнения контракта. Поэтому, естественно, действовать надо по формуле. Она задана в порядке оценки таким образом, чтобы обеспечить оценку наилучшего предложения. Если речь идет об объеме гарантии, сроке гарантии - всё идет на повышение. Во всех остальных случаях - на понижение.

РГ: В постановлении говорится: в случае когда для оценки заявок установлено сразу два критерия (срок предоставления гарантий и объем предоставления гарантий), то оценка заявок по таким критериям не производится, их значимость суммируется со значимостью критерия "цена контракта". При этом если других критериев не установлено, будет ли это означать, что оценка заявок будет производиться только по критерию цены?

Евраев: Так установлено потому, что невозможно проводить оценку с двумя неизвестными. Заказчик должен определиться и изначально установить в конкурсной документации либо срок предоставления гарантий, либо объем предоставления гарантий, что ему важнее. Тогда второе условие контракта можно сделать критерием оценки. Если же заказчик нарушит данное правило, то наступает общее последствие для данных нарушений, заложенное в постановлении, а именно - эти критерии применяться не будут и их значимость добавляется к значимости цены контракта. Таким образом, не надо гадать, какое будет решение контролирующего органа при поступлении жалобы или проведении проверки - оно будет предопределено.

РГ: Тогда поясните, можно ли в конкурсной документации прописать только два критерия оценки заявок - цена контракта и срок поставки?

Евраев: Да, можно. Дело в том, что единственным обязательным критерием, который вы должны задать при оценке, является цена контракта. Его значимость - не менее 35 процентов. Все остальные критерии - это ваше желание.

РГ: Читатели просят разъяснить, какие критерии необходимо использовать при оценке, если предметом конкурса являются услуги нематериального характера и выполнение которых субъектами предпринимательской деятельности возможно только на одинаковых условиях. Например, как оценивать ОСАГО?

Катамадзе: Если речь идет об ОСАГО, оценка по сути субъективная на 100 процентов. Критерий квалификации в данном случае становится 100-процентной. Сейчас так происходит, потому что на ОСАГО установлен твердый тариф.

Евраев: Это больной вопрос, поскольку у нас есть коллизия норм. В данном случае цена контракта фактически не может быть критерием, поскольку у нас есть жесткий тариф. В то же время юридически в документации критерий "цена контракта" установить надо, поскольку это требование 28-й статьи 94-ФЗ, но при этом отметить, что предложения участников не могут отличаться от установленной в документации цены контракта, т.е. реально оценка по данному критерию проводиться не будет. Более того, заявки участников, не соответствующие по цене контракта документации заказчика, должны быть отклонены.

При этом оценка по ОСАГО будет осуществляться по другим критериям, установленным заказчиком. Почему такая ситуация сложилась по ОСАГО - потому что по ОСАГО фиксированный тариф, что неправильно. Если бы тариф был не фиксированный, а предельный (максимальный), то на торгах он мог бы снижаться при неизменности объема обязательств со стороны страховых компаний, за работой которых просто нужно осуществлять жесткий надзор. Тогда можно было бы проводить аукцион и никому не мучиться. Поскольку в настоящее время тариф не предельный, а фиксированный, это огромная проблема, в первую очередь для заказчиков. У нас целые драмы разыгрываются, когда страховые компании получают одинаковый балл, и дальше победителем определяется компания, подавшая раньше заявку. Люди занимают очередь на подачу заявки иногда с 3 часов утра. Это ненормально. Более того, такое положение вещей не позволяет экономить бюджетные средства и мешает развивать конкуренцию. Однако это вопрос системный, который нужно решать на уровне правительства.

РГ: Исходя из постановления, расчет баллов по всем критериям осуществляется расчетным путем, за исключением таких критериев, как "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара", "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг". В отношении данных критериев постановлением допускается использовать аналитический или, иначе говоря, "экспертный" метод начисления баллов каждым членом конкурсной комиссии. Что будет, если членом комиссии проставлена оценка в баллах участнику с лучшими характеристиками меньше, чем участнику с худшими характеристиками. Как должна поступить комиссия в случае, если такое мнение члена комиссии, выраженное в баллах, повлияет на результат оценки и сопоставления заявок и в итоге победителем по сумме рейтингов получается участник, предложивший не лучшие условия исполнения контракта?

Евраев: Комиссия принимает решение в целом, и участники в размещении заказа будут ориентироваться на конечное решение комиссии. Конечное решение комиссии зависит от оценки каждого из ее членов. Если в конечном решении комиссии участник, который получил максимальное количество баллов, предложил условия хуже, нежели другие участники, либо предложил условия лучшие, а ему поставили меньше балл, то он может обжаловать данное решение в судебном порядке. При этом если был нарушен порядок оценки, установленный самим заказчиком, то обжаловать данное решение можно как в судебном порядке, так и в контролирующем органе. Что же касается самой комиссии, то если ее члены сочтут, что оценку они провели неправильно, значит, нужно произвести новую оценку. Всегда лучше самим исправить ошибку, чем ждать пока это сделает контролирующий орган или суд с соответствующими санкциями.

РГ: Что значит "обеспечение критерия" (например, по пункту 13 Правил) и как может быть реализовано обеспечение гарантии в рамках контракта на поставку (выполнение, оказание)?

Катамадзе: Все условия по гарантии, коль скоро они являются предметом оценки, устанавливает сам заказчик. Вот если они не являются предметом оценки, тогда и критерии использовать не надо. Бывают исключения, но очень редко.

Хочу отметить, что весь порядок оценки на самом деле это не руководство к действию. Это не означает, что многокритериальных конкурсов должно стать больше с выходом порядка оценки. Сегодня в 90 процентов случаев из 100 заказчики используют критерии "цена-качество", потому что иные критерии хоть и являются расчетными, однако проверить соответствие "расходов на эксплуатацию" при исполнении контракта и тому, что было задано в заявке, практически нереально.

Что касается обеспечения, заказчик имеет право улучшить администрирование исполнения заявленных на конкурсе условий по данным критериям. Пример, если кто-то предлагает 10 лет гарантии, то он должен принести банковскую гарантию на эти 10 лет. Заказчику дано право превратить все-таки эти критерии не в декларацию на торгах, а в действительно гарантируемые обязательства. При этом это право заказчика. Он сам должен решить, использовать его или нет.

РГ: В случае если в конкурсной документации предусмотрены такие критерии, как "функциональные характеристики или качественные характеристики товара", "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", в отношении таких критериев должен быть установлен "предмет оценки". Что входит в это понятие?

Евраев: Предмет оценки - это то, что именно вы оцениваете. Например, сколько контрактов исполнило юридическое лицо в стоимостном или в количественном выражении, или вы оцениваете качество его персонала - сколько у него сотрудников, сколько из них с высшим образованием. Участникам должно быть понятно, что является предметом оценки, за что ставится тот или иной балл. При этом если вы установили один порядок оценки - например, оцениваете его контракты, а потом решили заодно оценить и его персонал, то это будет уже нарушением порядка оценки, который установил сам заказчик, потому что если бы участники понимали, что их будут оценивать по качеству персонала, то они бы представили соответствующие документы про персонал, а так они этого сделать не смогли. Другими словами, все изначально должны понимать правила игры и по ходу оценки их менять нельзя.

РГ: Наши читатели беспокоятся, что на практике могут возникнуть новые вопросы, а следовательно, и возможны не совсем верные решения. Что делать, как избежать штрафных санкций?

Евраев: Я понимаю данное беспокойство. Конечно, документ новый, и еще должна сформироваться практика его применения. Мы, как контролирующий орган, в данном случае ориентируемся в первую очередь на необходимость серьезной разъяснительной работы. В самое ближайшее время ФАС совместно с минэкономразвития выпустят рекомендации по применению данного постановления с примерами. Кстати, изначально примеры были в документе, однако в аппарате правительства нам их из текста исключили.

Чтобы заказчикам избежать многих проблем, я бы рекомендовал им не применять многие из критериев в принципе, поскольку они очень слабо администрируются. Например, что такое стоимость обслуживания или эксплуатации? Сразу появляются вопросы, у кого и где. По сути, надо ориентироваться на критерий "цена контракта" и на субъективный критерий (качество и/или квалификация). Вот два базовых критерия, которые я бы рекомендовал применять. Даже если говорить про критерий "срок поставки", то если заказчику нужен товар или построенный объект к 15 марта, так и надо установить в требованиях конкурсной документации, что к 15 марта. А если надо не к 15 марта, а к 15 февраля, так надо написать - к 15 февраля, и тогда никаких проблем у такого заказчика возникать не будет. Тот же подход и по срокам гарантии, и по объемам гарантии, и т.д. Тогда и не будет ошибок, разных толкований и проблем. Причем ни у заказчиков, ни у предпринимателей, ни у контролирующих органов.

Бизнес Госуправление Минэкономразвития