Осенью произошло сразу несколько крупных аварий на водопроводных сетях - в центре Москвы и Екатеринбурга, в Тюмени, Петропавловске, Саратове, Тамбове, других городах. В итоге без питьевой воды остались сотни тысяч людей, миллионы государственных рублей были потрачены на ремонт и ликвидацию последствий этих аварий. И ответить по большому счету за это некому: отрасли коммунального водоснабжения и водоотведения в России попросту не существует. Не существует и государственного органа, наделенного соответствующими правами и обязанностями в этой сфере. О том, можно ли изменить ситуацию и как, "РБГ" беседует с директором НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды Артемом Гниповым.
- Как осуществляется управление деятельностью водоканалов и кто несет ответственность за подачу населению воды питьевого качества?
- На государственном уровне никаким образом не осуществляется. За работу и техническое обслуживание сооружений и оборудования водоканалов отвечают муниципальные власти, они же фактически выбирают технологическую схему водоподготовки и очистки сточных вод. Хотят - приглашают сторонних специалистов, не хотят - могут полагаться на местный персонал. Обычно обращаются к первым, когда постфактум выясняется, что закупленная и установленная ими система вышла из строя или работает не так, как они рассчитывали.
Приведу пример: в Ростове-на-Дону для крупного пивоваренного завода была закуплена импортная система очистки воды, где используется принцип обратного осмоса, - в итоге получаем дистиллированную воду. Вскоре у новой системы из строя стали выходить элементы предварительной очистки, причем постоянно. Оказалось, в процессе водоподготовки на водоканале используются коагулянты на основе металлов. Пришлось менять данную неадекватную технологию на ионный обмен, а от приобретенного оборудования просто избавляться.
Ситуация показательна: зачастую оборудование приобретается даже без необходимой информации о составе очищаемой воды и без учета планируемой технологии. Нужно помнить, что далее сервисное обслуживание при участии иностранцев будет производить крайне затруднительно, весьма затратно или, в ряде случаев, невозможно, и примеры тому есть.
- Как вы оцениваете техническое состояние объектов коммунального и промышленного водоснабжения?
- Износ сетей и оборудования в среднем достигает 70% и выше, доказательством стала авария в Саратове, когда в течение недели треть жителей крупного города стояла с ведрами в очереди за водой, которую развозили автоцистернами. По данным руководства водоканала в Череповце, износ оборудования достиг 90%! Если я не ошибаюсь, в этом городе население оплачивает 100% стоимости услуг ЖКХ. Мы признаем факт глобальной запредельной изношенности фондов, являющихся основой комплекса коммунального водоснабжения и водоотведения, но противимся очевидному - признать тот факт, что за него, кроме глав администраций, и законодательно, и фактически ответственности никто не несет. Пока нашу несуществующую "отрасль" образуют порядка 1200 глав администраций и около 400 водоканалов, но над ними напрямую не стоит ни министр, ни госкорпорация, ни Комитет Госдумы или Совета Федерации.
- Насколько современны технологии, которые применяются сегодня в коммунальном водоснабжении страны?
- Если рассматривать технологии, применяемые в коммунальном водоснабжении, по аналогии с изобретением телевидения или критерию получения Нобелевской премии, то за последние 50 лет новых решений в глобальном смысле не появилось. В то же время была предложена мембранная технология, которую я упомянул выше, позволяющая опреснять воду. Изменились требования к перечню и количественным показателям содержащихся в воде загрязняющих веществ, интенсивности процесса водоподготовки, и были разработаны новые технические решения. Кто может себе их позволить - обладает достаточным финансированием, - тот приобретает новое, преимущественно импортное оборудование. Как правило, относительно благополучно себя чувствуют крупные города с хорошим наполнением бюджета, например Москва и Санкт-Петербург. Небольшим городам, конечно, такие траты не по карману, и поэтому они применяют технические решения 70-х годов прошлого века. Нужно учитывать, что стоит задача по очистке воды в промышленном масштабе, а не с помощью индивидуального водоочистного устройства на кухне или в подвале коттеджа. Подходы здесь совершенно иные.
- Получается, что муниципальные власти по всей стране вынужденно сидят сложа руки и ничего не делают, чтобы как-то упорядочить ситуацию в сфере коммунального водоснабжения и водоотведения? А население должно платить за услуги низкого качества?
- Главы городов и муниципальных образований привязывают тариф на водопроводную воду к платежеспособности населения, как они ее оценивают. Если услуга стоит условно 10 рублей, но население не готово заплатить, тариф может быть установлен в два раза ниже. "Другие" 5 рублей должны быть компенсированы, естественно, из бюджета. На практике этого зачастую не происходит. Проще обанкротить водоканал, накопив громадную сумму долгов, как правило, по налогам. И создать организацию с нуля, на тех же фондах, с теми же людьми.
Но есть и позитивные примеры, когда представители нашей сферы в регионах находят способы модернизации фондов и достаточно успешно развиваются, но это скорее исключение. Прогресс демонстрирует "Региональный водоканал "Дон ВК Юг", в Казани у МУП "Водоканал" активно шли работы на водозаборе. В обоих случаях импульс к экстренному вмешательству дали аварии, показавшие степень износа фондов, под угрозой оказалась даже работа ТЭЦ. Красноярские предприниматели начали вкладывать средства в коммунальное водохозяйство...
- Бизнес мог бы помочь государству как-то сдвинуть проблему с мертвой точки?
- В мировой практике существуют две основные модели управления коммунальным хозяйством: английская и французская. В первом случае водопроводно-канализационные предприятия находятся полностью в собственности частных компаний, во второй - бизнес арендует их у муниципалитетов. Россия пока больше тяготеет к французскому варианту. Исходя из социальной ситуации в стране, вряд ли кто-то решится обанкротить госпредприятие и затем передать водопровод в руки частного собственника, если таковой найдется и изъявит желание его выкупить. К созданию рынка коммунальных услуг в России нет глобальных предпосылок.
Чтобы в коммунальное водоснабжение пришли инвестиции - в любой форме, нужно создавать соответствующие условия. Пока таковые не сформированы. Само понятие "услуга по подаче питьевой водопроводной воды" с экономической и законодательной точки зрения в России отсутствует.
- Какие проблемы нужно решать в первую очередь? Какие шаги, по вашему мнению, должны срочно предпринять власти, чтобы изменить ситуацию с водоснабжением?
- Создать государственно-частное партнерство на основе голых инициатив фактически невозможно. Основой, фундаментом является прозрачная законодательная и нормативная база. Возникнут предпосылки, возникнут механизмы - появится рынок.
Думаю, необходимо отраслевое объединение водоканалов - в рамках одного государственного органа, одного федерального закона, одной нормативной базы. Здесь сразу появляется системный подход и рычаги для регулирования и мониторинга ситуации.
Нам необходимо срочно закрепить в виде нормативов требования к водоочистному оборудованию и регламентировать процесс контроля за деятельностью всех водоканалов, исключив техническое, технологическое и институциональное самоуправство.
И, наконец, пора законодательно дать определение подаче водопроводной питьевой воды, как услуги, имеющей определенную тарифную стоимость, которая привязана к набору условий, формирующих ценообразование на нее. Далее решать вопрос с размером оплаты за услуги коммунального водоснабжения и водоотведения, при жестком условии обеспечения доброкачественности подаваемой населению питьевой воды и соответствия сбрасываемой в водоемы сточной воды действующим нормам.