27.10.2009 00:10
Экономика

Первого ноября вступают в силу правила оценки заявок на участие в конкурсе по государственному заказу

На вопросы читателей "Российской газеты" о новых правилах госзаказа отвечают специалисты минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы
Текст:  Юлия Васильева Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №203 (5027)
Читать на сайте RG.RU

1 ноября вступают в силу правила оценки заявок на участие в конкурсе по государственному заказу.

Благодаря этому постановлению будет снижена возможность проведения недобросовестных торгов. Сами правила и постановление правительства, которым они утверждены, опубликованы в "РГ" 25 сентября.

До сих пор организатор конкурса должен был самостоятельно устанавливать порядок оценки заявок. Для недобросовестных участников торгов это была отличная возможность для манипуляций - техническое задание для проведения торгов можно написать под нужного исполнителя, а потом подогнать результаты.

Эксперты уверяют, что конкурсы уходят в прошлое, уступая аукционам и электронным торговым площадкам. Однако на муниципальном уровне доля конкурсов остается еще очень значительной. И полностью обойтись без них в обозримом будущем не удастся, а значит, необходимо совершенствовать как сам федеральный закон о госзакупках, так и подзаконные акты к нему.

По данным Федеральной антимонопольной службы, благодаря введению в действие закона о госзакупках в 2006 году (когда закон был только принят) удалось сэкономить 66 миллиардов рублей, в 2007 году - 168 миллиардов и в 2008 году - 220 миллиардов рублей. При этом, как утверждают и в ФАС, и в минэкономразвития, вполне реальна экономия бюджетных средств до 1 триллиона рублей в год. Здесь уместно напомнить, что общий объем государственных и муниципальных закупок на 2009 год оценивается в 4 триллиона рублей. Таким образом, при идеальной работе закона бюджет страны может экономить до четверти всех расходов по государственному и муниципальному заказу.

Однако эксперты сходятся во мнении, что правила оценки заявок на конкурс - документ достаточно сложный. Да и опыта проведения торгов по государственному и муниципальному заказам не так уж много. Поэтому мы предложили читателям задать вопросы авторам документа через "горячую линию" "РГ". На них любезно согласились ответить заместитель директора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Анна Катамадзе и начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. Вот некоторые из них.

Российская газета: Самый простой и при этом самый актуальный вопрос читателей - что будет с торгами, объявленными до вступления в силу постановления? Как следует проводить оценку после 1 ноября в конкурсах, которые были объявлены до этой даты?

Михаил Евраев: По всем конкурсам, которые объявлены до 1 ноября, оценка проводится в соответствии с теми правилами, которые были установлены в конкурсной документации.

Анна Катамадзе: Все торги, которые были объявлены ранее, завершаются в соответствии с законодательством. По общим нормам Гражданского кодекса законы, новые акты не имеют обратной силы, если об этом прямо не сказано в самих законодательных актах. Поэтому новый порядок оценки применяется именно с 1 ноября 2009 года.

РГ: В соответствии с новыми правилами для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Необходимо ли указывать в конкурсной документации, как будут распределены эти баллы?

Евраев: Конечно, это называется установить содержание критерия и порядок оценки по нему. Участники должны понимать, на каком основании происходит оценка.

Катамадзе: Все участники размещения заказа должны понимать, на каких условиях их будут оценивать даже по субъективному критерию. То есть, что конкретно подразумевается под квалификацией, качеством и так далее. Если нет подкритериев, а просто общий критерий квалификации, он расшифровывается и ставятся общие 100 баллов. Устанавливать или не устанавливать подкритерии, заказчик решает самостоятельно.

РГ: Как должна производиться оценка по критериям "объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" или "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в отношении заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложение об обеспечении исполнения части условий контракта по указанным критериям (обеспечена часть объема гарантии или обеспечена часть срока гарантии). Возможно ли на конкретном примере пояснить, каким образом в данном случае рассчитывается рейтинг заявки по соответствующему критерию, исходя из обеспеченной части предложения участника конкурса?

Евраев: Как раз этот вопрос четко урегулирован в постановлении. Если заказчик использует, например, такой критерий, как объем гарантии, то при этом он в порядке оценки может установить, что объем гарантий, который предлагает участник, должен быть обеспечен в определенном размере. Если заказчик не установил, что объем гарантии должен быть обеспечен, соответственно при оценке учитывается все предложение участника по критерию "объем гарантии", потому что не было требования об обеспечении. Если заказчик установил, что при оценке учитывается только обеспеченное предложение по критерию "объем гарантии", то предложение участника по данному критерию учитывается исключительно исходя из той части, в которой оно обеспечивается.

Полный отчет с "горячей линии" читайте в сегодняшнем номере "Российской бизнес-газеты".

Бизнес Госуправление Минэкономразвития