27.10.2009 00:40
Экономика

Возобновление строительства "Заполярного Транссиба" совпало с его 60-летием

Возобновление строительства "Заполярного Транссиба" совпало с его 60-летием
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №41 (725)
Читать на сайте RG.RU

На недавнем совещании в г. Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) под председательством премьера правительства РФ Владимира Путина по вопросам региональной политики и комплексного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого региона был одобрен проект создания межрегионального транспортного коридора между Европейским Севером и Восточно-Сибирским регионом РФ. Это, подчеркнем, самый крупный и капиталоемкий проект в рамках долгосрочного развития не только российской, но и общемировой транспортной инфраструктуры. Он рассчитан на период до 2030 года включительно.

Суммарные капиталовложения в этот проект в текущих ценах достигают почти 300 млрд рублей, а окупаться он станет уже на третий год с начала эксплуатации новой магистрали - "Заполярного Транссиба" - общей протяженностью свыше 3000 км. Главные источники финансирования - инвестиционная составляющая в железнодорожных тарифах, портовых ставках (в целом до 55%), средства федерального, местных бюджетов и инвестиции примерно 5 крупных российских компаний.

Такая артерия, как отмечалось на упомянутом совещании, позволит, во-первых, связать друг с другом по кратчайшему пути порты Севморпути, западно-, восточносибирских рек и Охотского моря. Во-вторых - комплексно осваивать крупные ресурсы руд цветных, драгоценных, редких металлов, алмазов, нефти, газа, марганца, сланцев, химического и лесного сырья. В-третьих, Центральный и Западный регионы России получат кратчайшие выходы к Севморпути, портовым терминалам Западной и Восточной Сибири: это важно, например, для повышения эффективности северного завоза и межрегиональных товаропотоков. А в-четвертых, благодаря упомянутым факторам примерно на 35% территории РФ будет создано как минимум 100 тысяч новых, причем стабильных рабочих мест.

Этот проект уже включен в "Концепцию социально-экономического развития России на период до 2020 года". Суммарный макроэкономический эффект от осуществления столь грандиозного проекта в целом за 2007-2050 годы, по оценкам Ленгипротранса (одного из главных проектировщиков), составит 8 трлн рублей (в ценах на конец 2007 года), а объемы грузоперевозок почти на трети территории РФ увеличатся после 2016 года почти наполовину.

Досье "РГ"

"Заполярный Транссиб" строился в 1949-1953 годах, причем с ответвлениями в направлении Берингова пролива и Камчатки. К весне 1953-го было построено около 300 км (в основном на севере Западной Сибири). Но с мая 1953 года его создание было "заморожено". В 1960-1970 годах трижды планировалось возобновить сооружение "Заполярного Транссиба" в рамках комплексной социально-экономической программы для Западной Сибири. Но предпочтение было отдано развитию западносибирской нефтегазодобычи и примыкающей трубопроводной сети, потому не состоялись ни та программа, ни упомянутая магистраль.

Железные дороги Инфраструктура