Запредельная скорость, выезд на встречную полосу, отказ от экспертизы на алкоголь - за эти нарушения водители чаще всего попадают в суд и лишаются прав.
Такие дела рассматривает мировой судья, у которого работы невпроворот. И кому он в первую очередь верит? Конечно, сотрудникам ГИБДД, которые приносят документы на лишение прав и являются государевыми людьми. Бывает даже, что мировой судья рассматривает материалы скопом и сразу в течение 15 минут выносит постановление о лишении прав пяти - десяти водителям.
Порой он просто не слышит аргументы водителя о невиновности. Чаще всего тот защищает себя сам, без адвоката, в юриспруденции не силен и потому доказать, что он прав, а гаишники нет практически не в состоянии.
Каков исход таких разбирательств? Как сообщили нам в Мосгорсуде, в первом полугодии 2009-го к административной ответственности привлечено более 20 тысяч водителей.
Основной закон, которым руководствуются судьи при рассмотрении таких дел, - это Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно ему большая их часть поступает из ГИБДД к мировым судьям. И только в отдельных случаях, когда, например, виновник ДТП скрылся с места аварии и по делу проводится административное расследование, материал рассматривает федеральный судья районного суда. К федеральному судье дела поступают и в порядке обжалования.
В целом дела об административных правонарушениях составляют примерно пятую часть из всех дел, рассматриваемых судьями Москвы. За год их количество в районных судах увеличилось более чем на 80 процентов. А в производстве мировых судей дел по правонарушениям в области дорожного движения более 70 процентов.
В Мосгорсуде корреспонденту "РГ" подтвердили, что показаниям инспекторов ГИБДД суд, конечно, доверяет чаще. Они должностные лица, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. И несут серьезную ответственность за ложные показания.
Однако водитель, защищающий себя правовыми методами, вызывает у суда уважение. Несогласие с протоколом (лучше в письменной форме), обстоятельства совершения ДТП, подкрепленные показаниями своих свидетелей, активное участие в судебном заседании - все это может закончиться победой водителя и возвращением прав.
Как пример грамотной защиты водителя в Мосгорсуде привели вот такое дело. На пригородной дороге водитель на автомобиле "Мицубиси" совершил обгон с выездом на встречную полосу. Как раз в зоне действия знака "Обгон запрещен". Инспекторы зафиксировали правонарушение и направили материал мировому судье. Водитель доказывал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку в том месте, где он выехал на встречку, была прерывистая линия разметки. Мировой судья его аргументы не принял и лишил прав на 4 месяца. Преображенский суд столицы оставил это постановление в силе. Тогда водитель обратился с надзорной жалобой в Мосгорсуд. Проверив материалы, судья установил, что на схеме, составленной сотрудниками ГИБДД, видно: на дороге, где двигался автомобиль, имеется прерывистая линия разметки. А также установлен знак "Обгон запрещен". Но без указания зоны его действия. Такое сочетание знака и разметки, по мнению судьи надзорной инстанции, входит в противоречие и не позволяет водителю безошибочно определить порядок проезда на этом участке дороги.
- Доводы заявителя нашли свое отражение, - заявили в пресс-службе Мосгорсуда. - И незаконное постановление было отменено. Производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения было прекращено. Водителю вернули удостоверение.
Без вины виноватыми водители могут оказаться по вине дорожных служб. Например, на Вагоноремонтной улице в Москве в прошлом году было организовано одностороннее движение, а двойную сплошную никто не стер. В результате около 3 тысяч водителей лишились прав. А суды до сих пор разбираются со всеми обжалованиями.
Как водителю отстоять свою невиновность в суде? В первую очередь заручиться поддержкой свидетелей. Ими могут быть любые прохожие или водители, видевшие ДТП из проезжавших мимо машин. Лучше получить от них сразу на месте адреса и телефоны.
Рекомендуется все снимать на фотоаппарат, а лучше на видеокамеру. Для этого вполне подойдет и съемка с мобильного телефона. При съемке места аварии особое внимание обратите на соответствие знаков и разметки. Необходимо также заснять место остановки вашей машины. Желательно, чтобы в кадр попали и милиционеры с их автомобилем - с читаемыми номерами.
Зачастую суды отказываются принимать фотографии, сделанные цифровыми камерами. Поэтому на всякий случай возите с собой в бардачке обычный пленочный фотоаппарат.
Еще один совет - от контрольно-профилактического отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Ни одной строки в протоколе не должно быть незаполненной. Все пустоты вычеркивайте. У свидетелей и понятых должны быть внесены в протокол их личные данные. Если в момент совершения процессуальных действий вы не видели понятых, то впишите в протокол соответствующее заявление.
В крайнем случае необходимо сообщать о противоправных действиях сотрудника либо по телефону доверия, который должен быть указан на патрульном автомобиле, либо по "02".
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил реформировать институт мировых судей при рассмотрении водительских дел.
Омбудсмен считает необходимым ввести в такой судебный процесс государственного обвинителя. В противном случае сам судья становится обвиняющей стороной и гражданину выиграть процесс в суде практически невозможно. Предлагаемые меры в первую очередь коснутся водителей: почти половина административных дел в РФ передается в суды из ГИБДД.
Владимир Лукин заявил, что отсутствие обвинения в ходе слушаний у мирового судьи превращает "административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу". Сегодня при рассмотрении таких дел сторонами в суде являются только суд и обвиняемый (или его защитник).
Для решения проблемы омбудсмен предлагает подготовить административно-процессуальный кодекс (аналогичный Уголовно-процессуальному), в котором были бы прописаны соответствующие требования к судебному процессу. Владимир Лукин намерен инициировать слушания в Госдуме. По его мнению, должен быть узаконен элемент состязательности между защитой и обвинением.
В то же время заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин считает, что не нужно усложнять законодательство.
- Смысл административного судопроизводства как раз в ускоренном рассмотрении дел, а не в затягивании, - уверен Кузин. - Иногда для подтверждения представленных в протоколе данных сотрудников ГИБДД приглашают в суды в качестве свидетелей. А то, что решения выносятся в итоге не в пользу водителей, связано с их нежеланием или неумением предоставлять в суде доказательства своей невиновности.
На сегодняшний день правоприменитель в лице инспектора не имеет статуса в судебном разбирательстве. Судья сам назначает ему статус свидетеля. Мы в свое время предлагали ввести для правоприменителя свой собственный статус, чтобы у инспектора были такие же права в суде, как у свидетеля, подсудимого или потерпевшего. Чтобы он также имел право оспорить решение суда, если сочтет его не соответствующим тяжести нарушения.