28.10.2009 00:14
Культура

Кшиштоф Занусси: В любой моей киноленте есть элемент, который взят из жизни

Польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси работает над сценарием фильма о современной бизнес-леди
Текст:  Мария Бортновская (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №204 (5028)
Читать на сайте RG.RU

Северную столицу посетил культовый польский режиссер Кшиштоф Ежи Занусси. Мэтр мирового кинематографа приехал в город на Неве на церемонию награждения лауреатов международной премии "Балтийская звезда".

В петербургском Эрмитажном театре Кшиштофу Занусси присудили награду "за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона".

Российская газета: Вы довольно долго не могли определиться с будущей профессией: сначала изучали физику, потом поступили на философский факультет. Неужели именно эти дисциплины вдохновили вас на режиссуру?

Кшиштоф Занусси: Мои отношения с физикой просты: я любил ее еще будучи молодым человеком, поэтому и поступил в Варшавский университет. Но после четырех лет учебы осознал, что физика меня не любит (смеется). Поэтому я навсегда с ней попрощался и поступил на философский факультет. Тогда же я стал пробовать себя в кино и начал делать свои первые любительские картины.

РГ: Что подтолкнуло вас уйти с философского факультета в школу кино? Успех ваших любительских картин?

Занусси: Видимо, так. Успех необходим человеку, особенно молодому мужчине. Женщины зачастую находят силу в других сферах жизни - любви, детях, красивых украшениях. А мужчине нужно, чтобы кто-то совсем чужой похвалил и искренне сказал: "Ты делаешь это хорошо". Когда меня награждали за мои любительские картины, я почувствовал себя увереннее. А до этого, признаюсь, сомневался в своих режиссерских способностях.

РГ: Не думаю, что родители восприняли ваше решение стать режиссером с оптимизмом.

Занусси: Еще бы! Особенно отец не мог смириться с тем, что я нарушал семейную династию строителей и архитекторов. Он говорил: "Бетон и кирпич - серьезное дело, а кино - это смешно!". Для меня же поступление в киношколу стало невероятной радостью. Там был невероятный огромный конкурс по количеству человек на одно место. А раз я поступил, значит, я чего-то стою!

РГ: И все же вас отчислили из киношколы...

Занусси: После трех лет обучения в киношколе я настолько разочаровал своих преподавателей, что они меня выгнали.

РГ: Неужели за профнепригодность?!

Занусси: Почти. Расскажу, как это было. Когда я учился в киношколе, мне посчастливилось вырваться впервые в жизни на Запад, во Францию. Там я познакомился с режиссерами Клодом Шабролем и Аленом Рене... Они показали мне совершенно другой подход к кино. Не тот, которому меня учили в киношколе.

РГ: И вы, вернувшись домой, сняли картину по их правилам?

Занусси: Вот именно: камера - в руках, провокация, актеры играют, а публика вокруг не знает, что они играют! Посмотрев ленту, мои профессора решили, что я сделал шаг назад, вернувшись к любительскому подходу к кино. Они не знали, что этот самый подход, который они раскритиковали, очень скоро встанет на поток. И меня выгнали.

Тогда впервые в жизни передо мной возникла важная моральная дилемма: сохранить свою честь и уйти, или унизиться и попросить прощения, чтобы мне разрешили повторить курс. Я выбрал второй вариант. И очень этому рад. Моя гордыня не так важна, как то, что я остался режиссером. Кстати, потом еще долгие годы я делал выговор своим бывшим профессорам: "А вот вы меня выгоняли!" (Смеется.)

РГ: Говорят, вы активно собираете истории из жизни и потом "вплетаете" их в сюжетную линию вашей новой картины...

Занусси: В любой моей киноленте есть элемент, который взят из жизни. У меня большой жизненный опыт. Я постоянно записываю необычные истории, интересные диалоги, анекдоты. Потом они появляются в текстах моих сценариев и пьес. Правда, зачастую на экране это приобретает несколько иную форму, выглядит не так, как было на самом деле, в жизни. Иногда бывает, что человек, чьи мысли и слова я использовал в своей картине, просматривая киноленту, сам себя не узнает.

Кстати, сейчас я готовлю новый сценарий для своей следующей картины. В ней будет немного детективный сюжет: в главной роли агрессивная бизнес-леди, преследующая мужчину. Вы наверняка часто видите такую ситуацию в реальной жизни. Ведь уже столько кинолент снято о женщинах, которых преследуют мужчины, что пора сделать что-нибудь с совершенно противоположной сюжетной линией. Хотя это не единственная задумка, которой я живу...

РГ: Вы не оставили идею снять еще один фильм с Никитой Михалковым?

Занусси: Этот проект по-прежнему жив. Только Никита Михалков сейчас так занят, что я потерял с ним контакт. Пока о съемках и говорить не приходится. Если он по окончании своей работы согласится участвовать в моем проекте - я готов. Эскиз этой киноленты уже существует. Правда, если он откажется, мне придется переписывать сценарий. Поскольку он был написан специально под Никиту Михалкова.

РГ: Может быть, поставите под Михалкова спектакль?

Занусси: Вряд ли. В театре я работаю очень редко, хотя он меня с детства увлекает. За всю свою жизнь только три раза работал в Польше и около 30 раз - за границей. Главное занятие в моей жизни - это кино, а театр все-таки дело второстепенное. В кино - я хозяин, а в театре как будто попадаю на рождение ребенка. Если автор пьесы я - он мой, а если пьеса не моя - чужой.

РГ: Именно поэтому вы решили заняться преподавательской деятельностью?

Занусси: Мне вообще нравится работать с молодежью, сравнивать ее. На Украине и в России, например, я вижу студентов с богатым жизненным опытом. А вот на Западе полно людей, которые за всю жизнь не приняли ни одного серьезного решения. Совсем недавно, например, в Хьюстоне, во время лекции я попросил студентов рассказать о своих сомнениях, мечтах, о судьбоносных решениях, которые им приходилось принимать в жизни... Один из них мне говорит: "А я принимал только одно трудное решение за всю свою жизнь: телефон какой марки мне купить?" О чем мне рассказывать таким студентам?! Если я вижу такого фрустрата, мне трудно поверить, что в будущем он станет хорошим художником.

Кино и ТВ