29.10.2009 00:15
Общество

Москвичам отныне заказан путь в вытрезвитель

Москвичам отныне заказан путь в вытрезвитель
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №205 (5030)
Читать на сайте RG.RU

На территории Москвы в пределах МКАД больше нет вытрезвителей.

40 градусов в тени

Информация о закрытии медвытрезвителя в Большом Строченовском переулке "на бессрочный ремонт" не получила адекватного общественного резонанса. И совершенно напрасно. Событие в чем-то историческое. Дело в том, что это заведение - фактически последний полноценный московский "трезвяк". Гипотетически еще один вытрезвитель есть в Зеленограде. Но зеленоградский - он в 20 верстах от кольцевой, и из "внутримкадовой" Москвы туда пьяницу, естественно, никто не повезет. А потом, он очень маленький: способен приютить всего-то дюжину клиентов. В масштабах мегаполиса это просто несерьезно.

Таким образом, можно констатировать финал целой эпохи. Вытрезвители были частью жизни огромного числа людей. Кто-то туда ездил, как на работу.

Официальной книги алкогольных рекордов в милиции нет, но предположительно рекорд принад лежит женщине из Благовещенска. Ее на протяжении 25 лет доставляли в медвытрезвитель 70 раз. Хотя поcле того, как о ней написали в газетах, женщина бросила пить.

Москве до недавнего времени принадлежал другой рекорд: в среднем каждые две с половиной минуты милиция останавливала или подбирала на улице двух нетрезвых людей, один из которых попадал в вытрезвитель, на другого составляли протокол.

В вытрезвители попадали не только хронические алкоголики, по большому счету там мог оказаться кто угодно: у милиции ведь был план.

Даже в условиях резкого сокращения числа этих заведений в середине 2000-х, от 15 до 18 тысяч москвичей и приезжих ежегодно приходили через "трезвяки". А двести горемык встречали в их стенах Новый год. Там рушились семьи и карьеры и бушевали страсти. Было все: побои, воровство, доносы и уголовные дела против сотрудников.

"Они сегодня превратились попросту в обычные ночлежки", - резюмировал закат эпохи вытрезвителей глава МВД Рашид Нургалиев.

Взамен обещано создать центры реабилитации алкоголиков с разделением функций. Собирать пьяных на улицах по-прежнему будет милиция, а приводить их в чувство, и убеждать в преимуществах здорового образа жизни - гражданские врачи. Для перевоспитания уже даже придумали несколько заумный термин: ресоциализация. В смысле: если ты оказался клиентом такого центра, значит, ты выпал из социума, и тебя туда нужно срочно вернуть. Немного наивно, но что-то ведь делать надо. Страна спивается.

Пока не известно, будут ли услуги по ресоциализации платными, и если да - то насколько это ударит по карману. Заметим, что нынешние вытрезвители в подавляющем большинстве убыточны. Тарифы на услуги этих заведений устанавливает региональный законодатель. Картина по стране пестрая: от 0 до примерно 1000 рублей "за визит". В Москве протрезвевшему клиенту выставляют символический счет: 100 рублей. Но даже и его не все оплачивали.

За алкаша ответишь

Тенденция последних лет: число вытрезвителей неуклонно сокращается. Хотя есть регионы, где от них сначала полностью отказались, а затем возродили.

- Нас принято выставлять чуть ли не монстрами, - на условиях анонимности рассказывает сотрудник подмосковного вытрезвителя. - Но вот типичная ситуация: разговариваешь по телефону с родными очередного "клиента", а они просят его оставить в вытрезвителе подольше. Так он всех домашних достал. И ничего удивительного, жизнь с алкашом - не сахар...

Но при этом правосознание народа заметно возросло, и все чаще обиженные граждане после отрезвления подают в суд на милицию. С правовой точки зрения они сейчас в более выгодном положении, чем МВД. Правоохранители ведь балансируют на границе правового поля: закон запрещает навязывать как платные, так и медицинские услуги, да и самого термина "медвытрезвитель" нет ни в Законе "О милиции", ни в административном кодексе.

А между тем проблем море. Самые острые - побои и извечная проблема сохранности личных вещей и денег. После того как ценности описаны в присутствии двух понятых - с ними в вытрезвителе уже ничего не случится. Но вот до этого момента - соблазн велик. Ведь пьяный редко помнит, сколько у него было с собой денег.

После ряда операций с "подсадными утками" несколько сотрудников медвытрезвителей отправились на нары, и начался новый этап противостояния персонала "трезвяков" с клиентами. Милиция наносит "ответные удары". Неделю назад в Подмосковье возбуждено дело против молодого человека, пытавшегося дать взятку сотруднику вытрезвителя - предлагал 2 тысячи рублей, чтобы замять дело и покинуть заведение без протокола.

По большому счету милиции ни эта война, ни головная боль в форме вытрезвителей не нужны. Собственно, отсюда и стремительное сокращение заведений. Хоть под видом "ремонта", хоть из-за объективной нехватки средств.

В социум - строем

Грядущий переход вытрезвителей от силовиков под крышу мин здрава или местных властей вполне логичен и закономерен.

Есть большая проблема. В городе вытрезвителей уже нет, а обещанных центров - еще нет. А вот пьяниц и алкоголиков очень много.

А между тем зима уже на носу. И вряд ли нужно дискутировать на тему что лучше: проснуться в вытрезвителе, пусть даже с синяками и без денег, или - в сугробе.

Собственно, именно для снижения обморожений и смертей в зимнюю стужу вытрезвители в России и появились. Самый первый открылся 7 ноября 1902 года в Туле. Назывался романтично "Приют для опьяневших", и его основная задача была подбирать из сугробов мерт вецки пьяных рабочих оружейных заводов. Их отогревали, отпаивали рассолом и водным раствором нашатырного спирта.

Что уж совсем необычно: кормили, при необходимости - выдавали одежду и обувь. А для облегчения страданий (похмелье - дело серьезное) медперсоналу предписывалось запускать граммофон. И - никаких тебе штрафов.

В советское время уже стали штрафовать, причем аж на 12 рублей, кроме того, размещали фотографии на "досках позора" при вытрезвителях, и - самое страшное - сообщали на работу.

Сейчас штрафы сравнительно небольшие (12 советских рублей примерно соответствовали 10 процентам месячного заработка инженера - сравните ущерб с нынешними 100 рублями), "досок" нет (во всяком случае, для пьяниц), а на работу писем из вытрезвителей не пишут.

Зато "стучат" другие. Одно из самых обсуждаемых событий в "живых" и всяких прочих интернет-журналах: видео пьяной москвички, яростно скандалившей в баре египетского отеля. Снял девушку кто-то из соотечественников на обычный мобильный телефон. Вскоре кто-то из сослуживцев ее опознал и анонимно донес начальству. Итог: девушку мгновенно выгнали из престижной и богатой компании. За дискредитацию. Не помогли ни слезы о ребенке и о невыплаченном кредите. Хотя пила она в нерабочее время, и вообще - в далекой Африке...

Кстати, настораживающая тенденция. В каком-то смысле перспектива попасть с рюмкой в объектив телекамеры, которая сегодня есть в кармане почти у каждого, с успехом может заменить вытрезвитель. Во всяком случае, по социальным последствиям.

Ресоциализация надвигается.

Конкретно

Формально в вытрезвитель забирают нетрезвых граждан, когда "их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться". В реальной жизни больше всего шансов быть забранными у тех, кто справляет нужду вне туалета или проявляет агрессию.

а как у них

Медвытрезвители в нашем понимании есть всего в нескольких государствах мира: например, в Эстонии, в Японии. Причем буквально по одному заведению на регион. В большинстве стран пьяных отвозят либо в участок (если они напроказничали), в больницу (если нуждаются в помощи) или домой (как правило, за счет благотворительных организаций). А чаще всего - их просто терпят. Автор этих строк лично наблюдал, как двое полицейских в Финляндии битый час нашатырным спиртом приводили в чувство забулдыгу, уснувшего со спущенными штанами в парке. Что удивительно: копы оставили пьяницу в покое после того, как он вспомнил, как его зовут и где живет.

Соцсфера Москва Столица