29.10.2009 00:46
Экономика

В Пятигорске коммунальщики приписали жилому дому лишний этаж

Как пятигорские коммунальщики приписали жилому дому лишний этаж
Текст:  Александра Ларинцева (Светлана Емельянова, Пятигорск)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (5030)
Читать на сайте RG.RU

Более полугода пятигорчанин Владимир Калинин отказывается платить за обслуживание дома по расценкам МУПа, так как считает, что работы выполняются несвоевременно и некачественно.

Дело труба

Бороться с коммунальщиками Владимир Калинин начал сразу после того, как управляющая компания МУП "Управление жилым фондом (УЖФ) Пятигорска" предложила жильцам его дома новый тариф, согласно которому они должны ежемесячно вносить плату за техническое обслуживание здания из расчета более 19 рублей за квадратный метр.

- Нас удивила такая сумма, ведь никаких работ по дому коммунальщики не производили. В течение прошлого года мы неоднократно обращались в МУП с требованием залатать протекающую крышу. Однако ремонта так и не дождались, - рассказал корреспонденту "РГ" Владимир Калинин. - Когда нам предложили новый тариф, где управление стоит дороже самого технического обслуживания, мы, естественно возмутились. Проверили документы, и получилось, что из всех работ у нас за два года дважды были проведены так называемые весенние и осенние осмотры здания. И все. Однако согласно актам осмотра, подписанным сотрудниками управляющей компании и заверенным печатью МУП "УЖФ", наш трехэтажный дом вдруг стал четырехэтажным, и ко всему прочему в нем неожиданно появилась система горячего водоснабжения. Между тем к зданию подведена только одна труба с холодной водой, а все жильцы имеют индивидуальную систему отопления и горячего водоснабжения. Получается, что специалисты МУП "УЖФ", составлявшие документ, наш дом и в глаза не видели, им даже было лень заглянуть в техпаспорт.

Безалаберность коммунальщиков, по мнению пятигорчанина, и привела к тому, что с самого начала к их дому был применен не тот тариф.

- В нашей трехэтажке, которую сдали в эксплуатацию в 1994 году, с самого начала не было ни горячего водоснабжения, ни центрального отопления. Жильцы проводили их для каждой квартиры индивидуально, а теперь нам заявляют, что мы имеем все виды благоустройства и вносят в тариф такие виды работ, как, например, "опрессовка и промывка системы центрального отопления", "регулировка и наладка центрального отопления", а также "подготовка теплового узла к отопительному сезону". То есть то, чего и быть не могло, - говорит Калинин.

Услуги на четверть

В ответ на его заявление городская прокуратура и государственная жилищная инспекция дали одинаковые ответы: все происходит в рамках закона, поскольку у жильцов с МУП "УЖФ" заключен договор. В свою очередь, МУП обратилось в мировой суд с иском в отношении Калинина. В нем представители компании сообщали, что гражданин задолжал им с 2007 года более 15 тысяч рублей. Стоимость услуг по содержанию и ремонту жилого фонда многоквартирного дома, в котором проживает Калинин, по данным компании, рассчитывалась по тарифу, утвержденному администрацией Пятигорска в феврале 2008 года. То есть с учетом того, что здание имеет все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода. Поскольку в мае 2009 года владельцы квартир отказались принимать рассчитанный для них индивидуальный тариф, стоимость услуг выставлялась для них по новым расценкам, которые были законодательно закреплены для жильцов, чьи дома находятся в ведении муниципалитета. Ну а если услуги оказывались не в полном объеме, то только из-за того, что граждане несвоевременно вносили плату.

- Из всего перечня работ производилась только уборка придомовой территории и освещались места общего пользования. За это я и посчитал нужным заплатить, - заявил Владимир Калинин на суде. - Это составляет всего 23 процента от начисленного для нашего дома тарифа. Все остальное время - в течение практически двух лет (МУП приступил к управлению домом с первого марта 2007 года) - документация не велась и никаких работ, в том числе по заявкам жильцов, не производилось. А по правилам содержания и ремонта многоквартирных домов, утвержденным правительством РФ в августе 2006 года, если услуги по обслуживанию или управлению оказываются ненадлежащего качества, то коммунальщики обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Всем сестрам  по серьгам

Суд решил, что отказ жильца от оплаты услуг в одностороннем порядке незаконен, и полностью удовлетворил иск управляющей компании. Однако в частном определении на имя директора МУП "УЖФ" Алексея Раздобудько указал и на то, что в работе предприятия "допускаются существенные недостатки в управлении жилым фондом, контроле за выполнением работ и расчетами с подрядчиками". По мнению суда, это выявилось при исследовании результатов технического осмотра "четырехэтажного жилого дома по улице Огородней", где в числе обязательных работ указывается необходимость "восстановить циркуляцию горячего водоснабжения, в то время как дом имеет всего три этажа и в здании отсутствует система ГВС".

Указанные факты, говорится в судебном решении, свидетельствуют о низком контроле руководства МУП "Управление жилым фондом" за деятельностью подрядных организаций, завышающих объемы работ, подлежащих оплате, а также ненадлежащем исполнении принятых на себя обязанностей по управлению жилым фондом Пятигорска.

Ответчик собирается обжаловать решение вплоть до Верховного суда.

Комментарий

Алексей Акимов, руководитель юридического отдела союза предпринимателей Пятигорска:

- По закону гражданин, проживающий в многоквартирном доме, должен оплачивать только те коммунальные услуги, которыми он реально пользуется. Однако доказать, в том числе и в суде, что услуги по содержанию и техническому обслуживанию жилого фонда выполнялись некачественно, очень сложная и дорогостоящая задача. Если брать только расценки адвокатов, то одно представительство интересов жильца в суде может обойтись в сумму от 10 до 20 тысяч рублей, что несоразмерно с оплатой коммунальных услуг. Кроме того, в таких случаях требуется экономическая экспертиза для расчета стоимости фактически оказанных услуг, а также инженерная экспертиза, которая призвана доказать, что услуги предоставляются не по санитарным нормам и правилам (СНиП). Это дополнительная финансовая нагрузка для истца, которая стоит порядка 60 тысяч рублей. Таким образом многие жильцы попадают в тупиковую ситуацию. Только объединившись, люди сообща смогут решить эту проблему. В качестве альтернативы можно рекомендовать либо поискать другую управляющую компанию, либо перейти к управлению дома по системе товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Что касается расценок на коммунальные услуги, то существует так называемая трехуровневая система тарифов. В федеральном центре принимаются общие коэффициенты повышения или понижения тарифов, второй уровень - субъект РФ, в нашем случае - краевые власти, и, наконец, муниципалитеты. Если брать Жилищный кодекс, то надо понимать, что к нему прилагается большое количество постановлений правительства РФ, а на местном уровне - краевых законов, постановлений губернатора и правительства края плюс масса нормативно-правовых актов, принимаемых муниципалитетами, которые не всегда соответствуют федеральному законодательству. Однако доказать этот факт и разобраться в таком объеме документов отдельному гражданину практически нереально.

ЖКХ Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ