На первый взгляд, культурная жизнь небольшого поселка Мстера кипит.
Дети с удовольствием занимаются в школе искусств, а, окончив среднюю школу, имеют возможность продолжить образование в художественно-промышленном училище имени Федора Модорова. Но вот перспективы знаменитого центра народного творчества - не самые радужные.
Без возврата
Недавно свое 90-летие отметил Мстерский художественный музей, где выставлены работы мэтров старинных художественных промыслов - живописцев, вышивальщиц, ювелиров. Его экспозиции пользуются популярностью - годовой план по продаже билетов выполнен уже 1 октября. Не случайно постановлением губернатора под выставочный зал и фондохранилище культурному учреждению было отдано дополнительное здание - бывший купеческий дом.
Однако, несмотря на развитую систему художественного воспитания и образования подрастающего поколения, поселок и знаменитые промыслы стареют.
- Отделение лаковой миниатюры и иконы выпускает 20 человек в год по специальности "художник-мастер", - рассказывает завуч училища Ирина Юдина. - Многие стремятся получить высшее образование, успешно поступают по своему профилю в вузы Москвы, Владимира, Шуи, Костромы. А возвращаться обратно никто не хочет.
- Все упирается в перспективу, - считает председатель местного производственного кооператива "Центр традиционной лаковой миниатюры" Сергей Сухов. - Средняя зарплата у нас в пределах семи тысяч рублей.
А ведь еще не так давно половина населения поселка, в котором проживало более шести тысяч человек, была занята в художественных промыслах. Работать на "Пролетарском искусстве" (так назывался Центр традиционной лаковой миниатюры - автор) было престижно. А желающих поступить в художественное училище не останавливал даже конкурс 6-8 человек на место.
Людей привязывала к дому спокойная несуетливая жизнь в окружении многочисленных родственников, неповторимых пейзажей и, конечно, достаток. К примеру, вышивальщицы на фабрике имени Крупской зарабатывали в среднем от 180 до 220 рублей. А кто не ленился и брал работу на выходные, получал и 300. Для сравнения: зарплата директора Мстерского художественного музея Валентины Поздняковой составляла тогда 90 рублей.
Над пяльцами
Лену Шипину председатель Мстерского отделения Союза художников России Анатолий Якимычев называет вышивальщицей от Бога. А в доказательство показывает последнюю работу девушки - икону Богородицы "Умиление", вышитую на полотне белого прозрачного маркизета белым мулине в одну нитку.
Тончайшие ровные стежки, выполненные в различной технике, перемежаются тончайшими сеточками, причудливо заплетенными на разреженной ткани. На профессиональном языке это - разделки. Специалисты насчитали их здесь 15 видов.
- Потрясающее совершенство! - не скрывает восхищения маститый художник.
И на областной выставке, где экспонировалась уникальная икона, восторженных отзывов хватало. Но выйдут ли из-под волшебной иглы мастерицы новые шедевры? Посвятив вышивальному делу 8 лет, сегодня Лена работает на компьютере. Выше зарплата. А из 10 выпускниц, которые, как и она окончили отделение вышивки в 1998 году, лишь одна трудится по специальности.
А в этом году ее альма-матер выпускает последнюю вышивальщицу, которая после академического отпуска училась по индивидуальной программе.
- Традиционная ручная вышивка в работе сложнее, чем лаковая миниатюра, а порой и дороже, поэтому фабрика оказалась в наиболее тяжелом состоянии, - говорит Ирина Юдина. - И когда она обанкротилась, отделение вышивки закрылось. В 2005 году мы сделали последний выпуск. Проводим профориентацию по окрестным деревням, но желающих пока нет.
Старинный вышивальный промысел пока теплится в крошечной артели, которую на базе своего предприятия открыл местный предприниматель. Здесь четыре вышивальщицы и одна художница "рисуют" нитками на скатертях, салфетках, полотенцах, вышивают по заказам иконы. Работа не из легких. Посиди-ка восемь часов над пяльцами, пусть даже в тепле и светле. Но вопрос о зарплате здесь запретный.
- Да вряд ли она больше, чем у уборщиц, - уверен Анатолий Якимычев.
От шкатулки до флешки
Во Мстере до сих пор стоят двухэтажные старинные дома с кирпичным низом и деревянным верхом. Внизу в них располагались иконописные мастерские, наверху жил хозяин с семьей. До революции в поселке работало 30 артелей. Местные офени продавали изделия живописцев по всей России. Грузили "товар" на причаливающие к берегу баржи и везли его по Мстерке - в Клязьму, из Клязьмы - в Оку, из Оки - в Волгу, до самой Астрахани!
Знаменитые мстерские промыслы ведут свое начало с ХVII века, из мужского и женского монастырей, которые построили в своей вотчине князья Ромодановские и привезли туда первых мастеров. С тех пор иконопись и ризочеканное и фольгоуборочное ремесло стали основным занятием мужского населения, а вышивание - женского.
Сложились семейные династии, которым уже ни одно столетие. И видно, глубокие корни не дают погибнуть этому уникальному явлению окончательно. В тяжелые времена от Центра лаковой миниатюры отпочковались три небольшие организации, работающие по принципу традиционных иконописных артелей. Они привлекают художников мобильностью и более высокой зарплатой.
- И все-таки в 90-е годы, когда пошел слух, что "Пролетарского искусства" не будет, сюда приходили люди, организовавшие частные лавочки, и говорили: "Фабрику закрывать нельзя. Это - основа, ядро. Если его разрушить, не будет Мстеры", - рассказывает руководитель Центра традиционной лаковой миниатюры Сергей Сухов. - Пока есть объединение людей, которые поддерживают традицию, промыслы будут жить.
Правда, жить им все труднее. Меньше чем за два десятилетия предприятие пережило не одно падение. И вот снова кризис. Спрос на расписные лаковые шкатулки из пресс-папье и другие "предметы не первой необходимости" по сравнению с прошлым годом упал в два-три раза. Чтобы спасти промысел, здесь пытаются изобретать что-то новенькое. В прошлом году выпускали расписные компьютерные мыши, в этом году предлагают флешки с рисунком на черном лаке. Эти изделия не вписываются в "классику жанра", зато пользуются спросом на рынке. Что поделать, если на поддержку традиционного искусства требуются немалые деньги.
Корни нынешних проблем нужно искать в начале прошлого века.
Фактически фабрика "Пролетарское искусство", объединившая после революции местных артельщиков, спасла народные художественные промыслы от исчезновения. Когда иконописное дело оказалось под запретом, художники стали искать новую форму выражения. Технологию изготовления папье-маше позаимствовали в Федоскино. А дальше помог веками накопленный опыт.
Но та же промышленность, по мнению мэтров, заложила мину замедленного действия под народные промыслы.
- Исторически сложилось, что Мстера, Федоскино и Холуй оказались в местной промышленности, - размышляет заслуженный художник России Владислав Некосов. - А она не имела возможности поддерживать творчество. У производства на первом месте план и вал. С нас требовали как можно больше: в каждом доме должна быть коробка за три рубля. Творить можно было только в свободное от работы время.
С коллегой солидарен Анатолий Акимычев:
- Как-то ко мне подходит начальник и спрашивает: "Что делаете?" Отвечаю: "Рисую эскиз". А он говорит: "Творчеством занимайтесь дома в свободное время".
Некосов 20 лет был главным художником предприятия лаковой миниатюры, а в 1980 году вместе с группой видных художников вышел из "артели". Областные власти подводили бунтовщиков под статью "развал социалистического производства". Но когда вызванный на ковер Владислав Федорович привел цифры (и в Мстере, и в Палехе работают по 120 художников и выпускают продукции на миллион рублей в год, но палехцы - 14 тысяч изделий в год, а мстерцы - 28 тысяч изделий в месяц!), начальники смягчились и отпустили на вольные хлеба.
- Художник в русских народных промыслах - главный работодатель, - утверждает Некосов. - Необходимо поддерживать творчество, и будут новые образцы, новые виды изделий, а копировать всегда найдется кому.