30.10.2009 00:56
Экономика

С сегодняшнего дня за антимонопольные нарушения можно сесть за решетку

С сегодняшнего дня за антимонопольные нарушения можно сесть за решетку
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Столичный выпуск: №207 (5031)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня с ноля часов вступила в силу новая редакция статьи 178 УК, которая обещает злостным нарушителям антимонопольного законодательства до 7 лет лишения свободы. Это обстоятельство хоть и не явилось для бизнеса неожиданностью, вызвало в сообществе неподдельную тревогу.

Однако глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заверил: крови никто не жаждет. Возможные последствия этого нововведения стали вчера доминирующей темой на первой ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России", организованной газетой "Ведомости" и Некоммерческим партнерством "Содействие развитию конкуренции". В принципе те поправки в антимонопольное законодательство, которые были недавно приняты (так называемый второй антимонопольный пакет), бизнес-сообщество воспринимает "с большим пониманием". По крайней мере так говорят вслух его представители. Федеральная антимонопольная служба, по их мнению, превращается в полноценного экономического регулятора с большим набором инструментария. И то, что вводится реальное уголовное преследование, говорит лишь о том, что общественная опасность нарушений антимонопольного законодательства может быть очень высока. Но при этом представители бизнеса серьезно опасаются, что правоохранительные органы, у которых весьма небольшой опыт работы с антимонопольным законодательством, могут наломать дров. А возбуждать и вести уголовные дела будут именно они (понятно, с подачи ФАС).

Кстати сказать, уголовная статья для антимонопольных преступлений в нашем законодательстве существует уже давно, но она почти не работала. По словам представителя МВД, с 2004 года по всей стране было возбуждено около трех десятков уголовных дел по 178-й статье, из которых дошли до суда единицы, и те были переквалифицированы. Поэтому и было решено статью усовершенствовать. Причем не только с точки зрения ужесточения ответственности - в особо тяжких случаях до 7 лет лишения свободы, но и с точки зрения уточнения (читай - расширения) наказуемых деяний. К уголовно наказуемым деяниям с сегодняшнего дня относятся: сговор, согласованные действия, злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высоких цен, ограничение доступа на рынок.

По мнению Игоря Артемьева, вряд ли завтра валом повалят уголовные дела. Во-первых, потому, что для начала необходимо разработать порядок взаимодействия в таких делах ФАС и правоохранительных органов, для чего будет подготовлен совместный приказ ФАС и МВД. В нем будет оговорено, что уголовное дело в отношении того или иного менеджера будет возбуждаться правоохранительными органами только после того, как ФАС признает, что руководимая им компания нарушила антимонопольное законодательство, и законность этого решения службы будет подтверждена арбитражным судом. То есть сначала - решение ФАС, потом - судебное решение, после этого ФАС будет вправе передавать дела в правоохранительные органы. "Мы намерены не допустить произвола правоохранительных органов", - заверил Артемьев. Во-вторых, как неоднократно подчеркивал глава ФАС, самые жесткие нормы этой статьи - "для особо одаренных", поскольку предполагают неоднократность нарушений. "Думаю, в ближайшие годы это будут единичные случаи", - сказал Артемьев. На первых порах уголовная статья будет применяться к картельным соглашениям, пообещал глава ФАС.

Однако представителей бизнеса это не успокоило. Они считают, что применение уголовной статьи в ее сегодняшнем виде может привести к очень серьезным последствиям для компаний и для конкуренции в целом, вплоть до национализации. В связи с этим генеральный директор фонда "Бюро экономического анализа" Андрей Шаститко предлагает, во-первых, сузить сферу уголовной ответственности до формы сговора, то есть классического картеля; во-вторых, повысить стандарты доказательств сговора, в том числе с применением методов экономического анализа. С последним предложением Игорь Артемьев согласился и пообещал глубже вникнуть в передовые методы экономического анализа.

Впрочем, некоторые юристы весьма скептически относятся к самой возможности применения на практике и обновленной статьи 178. Замдиректора правового департамента "Атомэнергопрома" Сергей Лысенко нашел в статье УК "противоречия и несуразности". Как полушутя-полусерьезно заметил один из участников конференции, сухари сушить пока рано.

Со своей стороны глава антимонопольщиков Игорь Артемьев предложил бизнесу вместе уточнять и дорабатывать антимонопольное законодательство. И не только в части санкций. Надо уточнять, по его мнению, такие понятия, как "согласованные действия", "монопольно высокая цена" и многое другое. ФАС намерена, в частности, отказаться от практики взимания оборотных штрафов с электросетевых компаний, ущемляющих интересы фирм при подключении к электросетям. Таких дел ежегодно возбуждается до 1200. По мнению Игоря Артемьева, в этих делах надо двигаться к поправкам в Кодекс об административных правонарушениях.

Бизнес ФАС