В северной столице состоялось заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. По словам замруководителя Росавиации Олега Клима, мировой экономический кризис нанес рынку местных авиаперевозок сокрушительный удар. В 2009 году объем пассажиропотока сократился почти на треть.
При этом состояние авиапарка местной авиации вызывает серьезные опасения. "По прогнозу, к 2010 году будут списаны практически все самолеты региональной и местной авиации", - отметил Олег Клим. А как рассказал заместитель министра транспорта Валерий Окулов, сейчас на местных и региональных линиях работают воздушные суда 1960-1970 годов выпуска. Они уже устарели морально и физически. Вместе с тем российским производителям пока практически нечего предложить авиаперевозчикам. Так что правительство приняло решение об отмене таможенной пошлины на суда до 50 кресел, напомнил замминистра, поскольку в России альтернативы устаревшим судам не производится.
Тем временем на 60 процентах территории страны авиация остается единственным безальтернативным средством транспортной доступности. Однако с 1990 года аэродромов и аэропортов стало меньше в шесть раз. И процесс все еще продолжается. При этом, как отметил Окулов, требования, которые предъявляются к региональным и местным аэропортам по качеству покрытия и авиационной безопасности, почти не уступают стандартам для международных воздушных гаваней. Это влечет за собой дополнительные необоснованные расходы и затрудняет работу на местах. "Нужно менять СНИПы и правила, чтобы строить дешево", - заявил замминистра.
Основные выводы, к которым приходят чиновники Росавиации - российская система обеспечения воздушных перевозок безнадежно устарела и требует кардинального пересмотра. В этом направлении уже сделаны первые шаги - например, вводится так называемый принцип открытого неба, согласно которому существенно упрощается организация полетов, вводится заявительный порядок использования воздушного транспорта. Необходимо также, по мнению замминистра, пересмотреть нормы сертификации воздушных судов и оптимизировать систему подготовки летного состава, которая должна строиться на конкурентной основе. То есть государство будет выделять деньги тем учебным заведениям, выпускники которых пользуются у авиакомпаний "спросом".
Имеет также смысл, говорит замминистра, перенять зарубежный опыт и сделать обучение двухуровневым. "Нет нужды учить пилота пять лет, достаточно двух или даже 18 месяцев, - считает Валерий Окулов. - Нужно дать усиленную квалификационную подготовку, а в дальнейшем, если потребуются руководители, например летного отряда, уже давать на базе вузов более углубленную теоретическую подготовку".
Сейчас норматив налета для летчиков-курсантов составляет 150 часов, еще некоторое время назад он был существенно ниже. Между тем стоимость одного летного часа обучения студентов и курсантов составляет от 18 до 110 тысяч рублей, основная часть средств идет на ГСМ, ремонт самолетов и аэропортовые расходы.