30.10.2009 00:40
Экономика

Минэкономразвития предлагает провести реформу бюджетных расходов

Минэкономразвития предлагает провести реформу бюджетных расходов
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №207 (5031)
Читать на сайте RG.RU

Расходы бюджета, считают в минэкономразвития, должны определяться в зависимости от стратегических целей, которые сформулируют по отдельным направлениям - например, в области высоких технологий или сельского хозяйства. Об этом рассказал вчера журналистам замглавы минэкономразвития Олег Савельев.

Инструментом такого подхода станут долгосрочные целевые программы.

В них будут четко указаны задачи, которые должны быть достигнуты разными ведомствами: занять определенную долю на рынке высоких технологий или довести до указанного уровня потребление мяса или молока и так далее. И прописаны методы достижения - прямые бюджетные расходы, тарифное регулирование, налоговые преференции, расходные обязательства госкорпораций и прочие меры господдержки.

Прерогативу задавать цели для долгосрочных программ министерство предлагает отдать правительству. Заниматься их разработкой будут ведомства с привлечением независимых экспертов или бизнес-структур. Затем программы будут утверждаться отдельными постановлениями правительства. Каждая программа будет рассчитана ровно на тот срок, который нужен для достижения поставленных в ней задач, уточняет Савельев.

Цель создания таких макропрограмм - повысить эффективность всех государственных расходов и добиваться конкретного результата по выделенным направлениям. Министерство, как писала "РГ", уже работает над концепцией Федеральной контрактной системы, которая позволит отследить всю цепочку - от планирования до реализации - в том числе через механизм государственных закупок. Фактически речь о расширении применения программно-целевого принципа в деятельности государства.

Сейчас он применяется при составлении федеральных целевых программ (ФЦП). Их сегодня более 60, срок жизни некоторых - до 2020 года. В этом году, когда бюджет был временно переведен на годичный цикл вместо трехлетки, они остались фактически единственным инструментом для заключения долгосрочных контрактов. Но пока такой программный метод, по подсчетам Савельева, охватывает не более 12 процентов расходов казны. К тому же сформулированные в ФЦП задачи имеют более узкий характер. Они, как правило, сводятся к перечню мероприятий и объектов, которые планируется построить к определенному сроку.

Прообразом нового подхода может служить уже реализуемая госпрограмма по развитию сельского хозяйства, поясняет Савельев. В ней содержатся целевые индикаторы, она включает в себя две ФЦП, пять ведомственных целевых программ и другие инструменты. Например, субсидирование процентных ставок по кредитам. Теперь опыт собираются распространить и на другие направления. В этом формате уже готовится госпрограмма по освоению шельфа, схожие принципы закладываются в новую программу по жилищному строительству.

Новые макропрограммы в 2010 году не будут, в отличие от ФЦП, выделяться отдельной строкой в бюджете. "При этом в основу программной структуры бюджета долгосрочные целевые программы могут быть положены",- говорит Савельев. Ведь без взятия государством на себя долгосрочных обязательств ряд целей просто не может быть достигнут, поясняет замминистра. В то же время при подготовке очередного проекта бюджета возможна корректировка бюджетных обязательств государства, но проводиться она будет в зависимости от приоритетов.

Министерство, по словам Савельева, еще в прошлом году подготовило проект постановления правительства о порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ. Сейчас работа над ним будет активизирована. Обсуждение под председательством вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина состоится после прохождения во втором чтении бюджета-2010. Однако даже если не получится ускорить принятие правительственного постановления, работа по подготовке комплексных программ все равно будет вестись, говорит Савельев.

Изменится и порядок предоставления госгарантий по кредитам для системообразующих предприятий. В следующем году, скорее всего, их будут выдавать не только для "спасения" компаний, а преимущественно под такие цели, как модернизация предприятий и кредиты для их технического перевооружения. Министерство, по словам Савельева, уже ведет консультации с банками по использованию инструмента госгрантий в рамках модернизационной повестки. В этом году, напомним, в бюджете на госгарантии было выделено 300 миллиардов рублей. Сколько денег зарезервировано на эти цели в бюджете-2010 и кто сможет на них претендовать, Савельев не уточнял.

Федеральный бюджет Минэкономразвития