Более 23 лет прошло после катастрофы на Чернобыльской АЭС, от которой пострадала почти четвертая часть территории Беларуси с населением в полтора миллиона человек и значительная часть России. За это время пути преодоления ее последствий во многом кардинально изменились. Массовое отселение с зараженных земель сменилось глубоким осмыслением медицинских последствий воздействия радиации. Сегодня многое делается для того, чтобы там, где это допустимо, вернуть жизнь в привычное русло: наладить быт людей, производство продукции. И каждый из этих этапов предполагает новые подходы к информированию специалистов и населения об условиях работы и жизни. Решение этой задачи является главной целью национальных программ преодоления последствий катастрофы. Активно участвует в этом и Постоянный Комитет Союзного государства.
- Совместная программа по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в 1998 году была одной из первых, финансируемых из бюджета Союзного государства, - сообщил на пресс-конференции заместитель руководителя представительства Постоянного Комитета в Минске Павел Куземчак. - Сейчас реализуется уже третья, она завершится в 2010 году. Это сотрудничество позволяет осуществлять единый план разрешения общих проблем, в том числе проведение единой информационной политики по чернобыльской тематике. Всего за это время на преодоление последствий катастрофы израсходовано в пересчете около 85 миллионов долларов - это очень значительная часть союзного бюджета. Тем не менее ситуация требует продолжения совместной деятельности, и уже идет подготовка очередной "чернобыльской" программы на 2011-2016 годы.
Если в первые дни и месяцы после взрыва атомного реактора в СССР наблюдался вакуум достоверной официальной информации об этом, то затем в Москве был открыт Российско-белорусский информационный центр по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Доклады и пособия для специалистов, брошюры и газетные публикации для широкого читателя стали регулярным явлением. А затем и в Минске под эгидой МЧС Беларуси открылся филиал этого центра, недавно переехавший в новые современные помещения, оснащенные всей необходимой мультимедийной и полиграфической техникой. Существенно изменились, став более современными, и информационные технологии его работы.
- Чернобыльская проблема стала обыденностью, - считает начальник отдела научного обеспечения и международного сотрудничества департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Беларуси Ольга Луговская. - И ситуация значительно изменилась по сравнению с тем, что было 23 года назад. Сегодня вполне можно жить на некоторых территориях, соблюдая определенные нормы. Уже есть такой опыт, много ценных знаний накопила наука. Но и забывать о проблеме, терять бдительность нельзя. Радионуклиды еще долго будут загрязнять нашу землю. Расставить акценты в том, как надо в этих условиях жить и работать, призваны наши сайты в Интернете, информационный бюллетень, брошюры и другие материалы.
Проще всего разъяснить населению причернобыльской зоны, что лесные грибы и ягоды как губка впитывают радиацию, что молоко с частных подворий и речную рыбу, мясо дичи перед употреблением нужно обязательно проверить в лаборатории. Сложнее с помощью Интернета наладить интерактивный диалог о правилах безопасной жизни с жителями затерявшейся в лесах деревни, привлечь к нему квалифицированных специалистов. Тем не менее опыт такого разъяснения в Беларуси становится все более обширным. Эта работа вызывает активный интерес даже у коллег из стран, развивающих атомную энергетику. Возрастает актуальность информационной работы и в Беларуси, где также планируется строительство АЭС. С общественностью, в том числе местными жителями в районе предполагаемого размещения станции, ученые и специалисты уже активно обсуждают, не создаст ли она угрозы радиационного загрязнения. Так что, хотя от катастрофы в Чернобыле нас отделяет все больше времени, работы у специалистов по радиационной информации в Беларуси только прибавляется. Их мнение таково: знать, как жить бок о бок с радиацией, должен каждый человек, считающий себя культурным. А разве кто-то о себе иного мнения?