Первая личная встреча глав правительств России и Дании Владимира Путина и Ларса Лекке Расмуссена прошла в Доме приемов на Воздвиженке. Одна из основных причин, приведшая датского премьера в Москву, - климат.
Экологическая тема настолько интересует Данию, что в декабре в Копенгагене пройдет соответствующая конференция ООН, на которую приглашен и Владимир Путин. Расмуссен считает, что вместо истекающего Киотского протокола с 2010 года должно вступить в силу новое политически обязывающее соглашение. А затем придет время и для юридического документа. Россию же он рассматривает как важного партнера и ждет поддержки.
На пресс-конференции Путин напомнил, что именно благодаря России Киотский протокол вообще вступил в силу. И хотя с 1990 года наша страна имела право на нулевой рост выбросов в атмосферу, она сократила их до минус 30%. Естественно, российский премьер заверил, что усилия Дании поддержит. Но при двух условиях. Во-первых, все страны должны подписаться под новым документом. Во-вторых, возможности российских лесов по поглощению углекислого газа должны быть полностью учтены. На встрече много говорили и о торгово-экономическом сотрудничестве. Товарооборот в 2008 году составил 3,6 миллиарда долларов. Правда, в первом квартале этого года он упал на ту же величину, на которую вырос в прошлом году. Но, по словам Путина, "взаимный интерес и набранные темпы дают о себе знать", и можно ожидать, что общее снижение по году составит 17%. Путин перечислил основные сферы сотрудничества: энергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, высокие технологии, Арктика.
Конечно, особое значение имеет энергетика. Россия благодарна Дании за то, что та стала первой страной, которая разрешила "Северному потоку" пройти через свою территорию. И Путин не стал этого скрывать: "Мы высоко ценим оперативное, прагматичное решение коллег. Это пример взвешенного и неполитического подхода к энергетическому сотрудничеству в Европе". Взамен Дания получит миллиард кубометров газа через "Северный поток", а в дальнейшем этот объем может быть утроен, сообщил Путин. На вопрос, улучшило ли двусторонние отношения разрешение Дании по "Северному потоку", российский премьер ответил утвердительно: "Дания не только исполняет свои обязательства как член Евросоюза... но и сама для себя гарантирует дополнительные объемы газа по этому маршруту. Наращивание объемов поставок российского газа в Данию позволит Дании сохраниться как экспортеру".
Расмуссен в ответной речи заметил, что отношения наших стран с этого момента должны улучшаться. Особенно датчанина порадовали меры, которые Москва принимает для улучшения энергоэффективности: "Может быть, как раз в этой области мы находимся у ядра дальнейших возможностей сотрудничества". После встречи с Путиным Расмуссену предстоит разговор с датскими предпринимателями, вложившими деньги в Россию. "Они охотно инвестируют", но при этом есть и ряд областей, по которым необходимо укрепление и без того хороших отношений, сообщил датский премьер.
Перед встречей с Расмуссеном Путин переговорил по телефону с германским канцлером Ангелой Меркель. Он рассказал, что речь шла в основном не об энергетике, а о кооперации в области высокотехнологичных проектов. "Конечно, я в двух словах сказал и о возможных проблемах в связи с угрозой неоплаты наших энергоносителей Украиной, - не стал отрицать Путин. - Но я этот вопрос не педалировал, сказал в общих чертах. Я и сейчас не хочу чрезмерно распространяться на эту тему". Он надеется, что свои обязательства исполнят и "Газпром", и Киев.
Российский премьер рассказал, что проинформировал председателя ЕС о сложившейся ситуации, и подчеркнул, что Россия оплатила вперед транзит на 2,5 миллиарда долларов. МВФ заверяет, что у Украины деньги есть, а председатель украинского правительства говорит, что Ющенко блокирует передачу средств из ЦБ, напомнил Путин. "Мы этого ничего не знаем, мы не вмешиваемся во внутриполитические дела Украины", еще и накануне предвыборной кампании. Он продолжил: "Но если какие-то проблемы есть, просим европейских партнеров подключиться. Пусть хотя бы миллиардик подкинут. У них деньги есть, пусть раскошелятся немножко".
А вот с Расмуссеном на эту тему Путин говорил очень кратко. "Не считаю, что должен нагружать визит проблемами, к которым этот визит не имеет никакого отношения", - лаконично заключил он.