Режиссер Лев Додин практически со всей своей прославленной труппой на месяц переезжает в Париж: во Франции с 7 ноября по 6 декабря пройдут большие гастроли Санкт-Петербургского Малого драматического театра.
Масштаб этого события следующий: декорации только первых двух гастрольных спектаклей едва помещаются в три громадных трейлера. А в первой группе артистов, которые поднимутся в небо рейсом "Санкт-Петербург - Париж", насчитывается более восьмидесяти человек. Для мировой зарубежной театральной гастрольной практики, которая сегодня в большинстве случаев сводится к принципу: два актера, стул, коврик и три продюсера, а на остальных - денег не хватило, случай беспрецедентный. Последний раз театральное турне такого масштаба проходило в начале прошлого века, когда Московский Художественный театр во главе со своими основателями Станиславским и Немировичем-Данченко совершил свои знаменитые поездки по европейским столицам...
Гастроли этого года самого знаменитого на сегодняшний день за границей русского драматического театра - Санкт-Петербургского Малого драматического - состоятся в преддверии 2010 года, объявленного Годом России во Франции и Годом Франции в России, а также как часть проекта по французско-русскому культурному обмену, приуроченному к столетию Дягилевских сезонов в Париже. Во Франции будут показаны семь названий додинских спектаклей: "Братья и сестры" Абрамова, "Звезды на утреннем небе" Галина, "Бесы" Достоевского, "Чевенгур" Платонова, "Жизнь и судьба" Гроссмана и чеховские "Пьеса без названия" и "Дядя Ваня". Плюс открытый урок художественного руководителя театра Льва Додина, на котором режиссер продемонстрирует, как обучают артиста репертуарного театра и какие у того есть возможности на русской сцене. Каждый спектакль сыграют дважды, а "Дядю Ваню" - четыре вечера подряд. Всего за месяц театр даст 24 представления в парижском Центре Бобиньи, площадка которого Малому драматическому хорошо знакома, ведь додинский театр там гастролирует с 92-го года.
"Мы стремились не просто показать большое количество спектаклей, - рассказывал режиссер, художественный руководитель МДТ Лев Додин. - Нам хотелось обратить внимание европейского зрителя, в данном случае французского, на существование самой модели русского репертуарного и, подчеркну, художественного театра. Театра - как некоего художественного и развивающегося во времени и внутри себя организма. Театра, который практически исчез с арены французской сцены и со сцены большинства стран Европы. Может быть, еще где-то и остался репертуарный театр, но я могу назвать только Германию, которая по-своему, достаточно экстремально, но все-таки энергично развивается в области театра. Так вот: сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. И когда мы привозим один или два спектакля, а чаще всего - один, как принято, и рассказываем, что у нас репертуарный театр, все слушают, качают головой - да-да-да, а потом вдруг спрашивают: "А что, вот двадцать пять лет спустя, вы могли бы сейчас собрать "Братьев и сестер" и снова сыграть?.." Но нам не надо никого собирать - все это время спектакль постоянно идет в репертуаре. То есть пока практически они не увидят - не поверят. И не ощутят природу не просто репертуарного, а художественного репертуарного театра. Для меня очень важно это сочетание..."
Многие спектакли Малого драматического, вошедшие в нынешние гастроли, уже игрались в Париже: "Братьям и сестрам" там рукоплескали четыре раза (впервые - в 1987-м), недавнюю премьеру МДТ - "Жизнь и судьбу" Гроссмана - французы видели уже дважды. И тем не менее в Центре Бобиньи, зал которого рассчитан на 900 мест, сообщили, что давным-давно уже все билеты на все спектакли были проданы. И они были вынуждены придумывать какую-то форму, которая позволила бы реализовывать входные места на ступеньки, чтобы хоть как-то разместить какую-то часть желающих.
Более того, 20 процентов зрителей купили билеты абсолютно на все додинские спектакли - Центр Бобиньи выпустил абонемент на гастроли МДТ, который разошелся в самую первую очередь. "Люди приобретали абонемент, потому что им интересен сам процесс, - рассказывали французы. - Объяснить, что такое огромная постоянная труппа, просто невозможно. В "Братьях и сестрах" выйдет восемьдесят человек, в "Бесах" - сорок. Как они существуют? Те, кто интересуется театром, хотели бы посмотреть на это чудо своими глазами".
Откроются гастроли завтра вечером "Братьями и сестрами" - спектаклем, которому в марте исполнится 25 лет. Для французов 25 лет идущий спектакль - это феномен, объяснить который невозможно. Можно только показать...