Вчера президент Дмитрий Медведев встретился с Советом палаты Совета Федерации, чтобы выслушать предложения сенаторов относительно готовящегося Послания Федеральному Собранию и их соображения по поводу дальнейшей законотворческой деятельности.
В целом глава государства вполне удовлетворен тем, как у него складывается взаимодействие с Советом Федерации. По крайней мере после предыдущей беседы большинство законопроектов получило реализацию. "Поручения, данные мной, отработаны", - констатировал президент.
Хотя и не все. В частности, Дмитрий Медведев сожалеет, что до сих пор не отработан главный принцип законотворческой деятельности, который ему кажется идеальным. "Не могу вспомнить ни одного серьезного случая, когда у нас внесение закона сопровождалось подготовкой полного пакета подзаконных актов", - заявил глава государства. Пока что получается, что принимается сам закон, а потом только ведомства иногда годами дорабатывают нормативную базу.
В остальном же особых претензий к законодателям у Дмитрия Медведева нет. Почему-то глава государства отдельно упомянул недавно принятый закон, регламентирующий использование президентом за рубежом Вооруженных сил. "Такого рода решения носят чрезвычайный характер и будут использоваться в крайних ситуациях, - подчеркнул президент. - Мы исходим из того принципа, что наши граждане должны быть защищены в любой точке земного шара".
Сами сенаторы пришли к президенту с обширным списком предложений. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов рассказал, что в стенах верхней палаты сегодня готовится сразу 15 так называемых консолидированных законодательных инициатив. Звучало это масштабно, но ничего конкретнее Миронов не сообщил.
Зато выступил с предложениями серьезнее отнестись к "небольшим" государственным расходам на науку. Лучше всего, по мнению Миронова, это делать с помощью российских ученых, имеющих имя не только у нас в стране, но и в мире. Они могли бы выступать в качестве экспертов и отбирать наиболее реальные и востребованные научные программы для финансирования.
Дмитрия Медведева фраза про "небольшие расходы", признался он сам, резанула. "Конечно, если их сравнивать с бюджетами, которые тратят некоторые другие страны, - это небольшие деньги", - согласился он. Но вот если вспомнить, сколько тратило государство на науку в 90-е годы, то разница окажется существенной.
"Вопрос не в том, что это малозначительные суммы, которые мы распихиваем, как крохи", - заявил президент. Вопрос, скорее, в эффективности финансирования. Бывает, рассказал глава государства, что ученые просят выделить деньги на изучение того, что в принципе уже открыто и находится в свободном доступе. А вот от такого рода бессмысленных затрат государству надо бы отказаться. Тогда сотни миллиардов рублей, которые сегодня идут в науку, будут эффективно работать на страну и экономику.
Согласившись с необходимостью приобщать к отбору научных проектов видных ученых, Дмитрий Медведев в то же время не особо воспринял идею спикера в законодательном порядке обязать акционерные общества выплачивать дивиденды по акциям. Сергей Миронов пытался эту необходимость обосновать интересами мелких акционеров. "Спорная вещь, - возразил президент. - Мы должны понимать, что все решения внутри АО должны принимать собственники. Если собственник не хочет платить дивиденды, он найдет тысячу способов скрыть прибыль".
В разговоре с зампредом Совета Федерации Светланой Орловой глава государства остановился на работе над законом о торговле, вокруг которого, как подчеркнул он, уже три года идут дебаты. "Эта тема настолько оскомину набила! Правительство в этом смысле все соки выпило", - заметил Медведев. И президент думал, что все споры вокруг закона наконец-то утихомирились. "Дмитрий Анатольевич, еще не утихомирились, потому что идет сумасшедшее лоббирование, - возразила Орлова. - Не хотят, чтобы был порог 25 процентов, торговые сети продолжают лоббировать в Госдуме, но мы с Думой держим оборону".
Под 25-процентным порогом подразумевается правило, в соответствии с которым торговая сеть, которая занимает в регионе четверть рынка, должна возвращать производителям деньги через 45 дней. Сети же настаивают на 71 дне.
Дмитрий Медведев признался, что в самом существовании торговых сетей ничего плохого не видит. Наоборот, если в каком-то регионе такая сеть появляется, это говорит о его развитии. "Проблема в том, что они ведут себя по-хамски зачастую по отношению к местному производителю, который мог бы сдавать продукцию по более низким ценам, но вынужден заходить в сеть с уплатой соответствующей взятки", - отметил Медведев. Вот с последним и надо бороться.
Надо как-то преодолевать и проблему недоверия, сложившуюся на финансовом рынке. Глава Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам Дмитрий Ананьев довольно критично высказывался относительно предпринятых мер по стабилизации российской банковской системы в условиях финансового кризиса. Большинство важных мер, по его словам, имели половинчатый характер. Некоторые шаги, как, например, повышение Центробанком ставки рефинансирования в первые месяцы кризиса, были просто ошибкой. А общая тенденция, как ему кажется, направлена на то, чтобы оставить в системе ряд квазикрупных банков с государственным участием.
"Несмотря на то что сейчас наступила некоторая стабильность, наблюдаются даже отдельные элементы роста экономики, ряд позиций в финансовом секторе остается весьма проблематичным", - констатировал президент. Если с "короткими" деньгами проблем в стране нет, то "длинные" по-прежнему недоступны. Взять их, кроме как внутри страны, больше негде, потому что западные рынки закрыты. Но стоимость кредитов для заемщиков остается непропорционально высокой. "Хотя ставка рефинансирования, неоднократно понижавшаяся, достигла исторического минимума за всю экономическую историю - 9,5%, но все мы понимаем, что за 10,5-11% банк кредит не выдаст, - отметил Медведев. - Эта проблема институциональная, проблема доверия".
Выслушав сенаторов, Дмитрий Медведев пообещал учесть ряд их замечаний, некоторым из которых найдется место и в будущем Послании. Например, глава государства собирается подробнее остановиться на проблемах моногородов.
Кстати
Дмитрий Медведев поддержал министерство природных ресурсов и экологии, планирующее поэтапное повышение ответственности предприятий за воздействие на окружающую среду. Вчера министр Юрий Трутнев рассказал президенту, что сначала штрафы вырастут в 5 раз, а к 2016 году - в 20. "То, что они получат возможность подготовиться, это рационально, а если к 2015 году такого рода мероприятия ими не будут проведены, санкции будут весьма жесткие", - подчеркнул глава государства.