Для того чтобы развить конкуренцию на нефтяном рынке в России, минэкономразвития подготовило целый ряд предложений. Среди них - обязать ведущие нефтяные компании 10 процентов своей добычи реализовывать на бирже и опубликовать объективные индикаторы цен, по которым определяется стоимость "черного золота".
Проект доклада о мерах по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов (документ имеется в распоряжении "РГ") уже направлен на согласование в заинтересованные ведомства.
"Развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов может быть обеспечено за счет повышения информационной прозрачности отрасли", - считает директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков минэкономразвития Александр Пироженко. По его мнению, на рынках достаточно много разрозненной информации о стоимости нефти. И она в общем-то доступна. Но реальной картины стоимости нефти эта информация не дает. По данным министерства, в России не заключен ни один контракт с использованием некоей общей, единой формулы цены. Все делается индивидуально, в итоге реальной картины стоимости "черного золота" нет.
Впрочем, как пояснил корреспонденту "РГ" Пироженко, задача ввести единый индикатор цены - непростая. Для этого надо сначала добиться прозрачности рынка. Необходимо регламентировать подключение и доступ к магистральной системе нефтепроводов, устранить избыточные административные барьеры и создать условия для развития малых нефтедобывающих компаний. Для этого в министерстве предлагают серьезно пересмотреть законодательство. Предполагается упростить процесс согласования при оформлении земельно-правовых отношений, сократить сроки рассмотрения проектов на геологоразведочные работы и обустройство месторождений, упростить разрешительную процедуру на водопользование при строительстве сопутствующей инфраструктуры и исключить дублирование регулирующих функций.
Эксперты рынка по-разному отнеслись к инициативе минэкономразвития. По мнению председателя совета директоров межотраслевой торговой системы "Фабрикант" Сергея Габестро, пока непонятно, каким образом собственника можно вывести на открытый рынок. Его регулирование осуществляется разными механизмами. И этих механизмов, как кажется, более чем достаточно. Это и антимонопольное законодательство, и пошлины. По мнению эксперта, дело в том, как будут применены эти механизмы. Если государство обяжет компании использовать такие механизмы и будет контролировать их в обозначенных объемах, то ничего плохого в этом нет.
Но, с другой стороны, вывод нефтепродукта на обязательную продажу может лишить рынок логики, волнуются эксперты. По словам директора Центра развития экономики Александра Бойко, если одна госкомпания продает на бирже нефть другой госкомпании, то выплата комиссионных, которые придется перечислить биржевикам, излишни. Кроме того, нельзя исключать так называемую инсайдерскую опасность, когда информация о предстоящих торгах может просочиться трейдерам, которые будут играть на росте или падении цен.
Что касается прозрачности нефтяных цен, то, по мнению аналитика рынка Виталия Громадина, эта мера должна облегчить оценку стоимости нефтепродуктов. На данный момент даже на запросы антимонопольных органов о причинах изменения цен нефтяные компании затрудняются ответить. После появления внятных индикаторов сделать это будет сложнее.
Без стимулирования развития независимых нефтеперерабатывающих заводов и малых добывающих компаний, а также недискриминационного доступа к инфраструктуре крупных нефтяных компаний, ФАС и дальше придется постоянно стоять на страже соблюдения конкуренции на рынке.