В реставрации исторического облика станции метро "Курская-кольцевая" произошли изменения. Возмутившая правозащитников надпись с упоминанием Сталина восстановлена в полном объеме. Теперь под сводами вестибюля все точь-в-точь, как было до конца 1950-х: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/И Ленин великий нам путь озарил./Нас вырастил Сталин - на верность народу,/На труд и на подвиги нас вдохновил!" Кто требовал демонтировать две последние строчки, получили вдобавок две первые. Зримый крен в сторону вождя народов, допущенный при воссоздании архитектурного памятника советской эпохи, благополучно устранен. "Плохой" Сталин уравновешен "хорошим" Лениным. Скандал продолжается. Противники тоталитаризма требуют прекратить монументальную пропаганду ленинско-сталинского наследия. Художественные руководители реставрационных работ отметают обвинения в идеологической диверсии против демократии, говорят, что хотят сохранить совершенно иное наследие - архитектурное. "Я никакой не сталинист, я просто с уважением отношусь к творчеству тех людей, которые работали до меня, - сказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Если ты взялся за реставрацию, должно быть точно так, как было, а не белое пятно в этом месте".
Другой сюжет на ту же тему. В Басманном суде Москвы завершились слушания по иску Евгения Джугашвили к "Новой газете". Внук Сталина требовал признать вымышленными, не соответствующими действительности сведения, распространенные этим изданием, как то: "кровожадный людоед", "Сталин и чекисты повязаны большой кровью", "Сталин и члены Политбюро ВКП(б), вынесшие обязательное для исполнителей решение о расстреле поляков, избежали моральной ответственности за тягчайшие преступления", и т.п. Суд в иске отказал.
Такой процесс сегодня возможен только в России. Ни в одной стране, где однажды случилась жестокая диктатура и где общество абсолютно едино в оценке происшедшего, иск о защите чести и достоинства кровавого правителя просто не был бы принят к рассмотрению. А у нас преступления Сталина, получается, все еще надо доказывать, причем в суде. Надо - если, по данным опроса, число несогласных с "Новой газетой" (44 процента) превышает число согласных с ней (38). Надо - но бесполезно. Сколько разоблачительных документов ни извлекай из архивов, какие неопровержимые свидетельства ни приводи...Миф о Сталине, как и всякий миф, не нуждается в фактах. Его опора - вера.
После смерти Сталина прошло 56 лет, а в России он все еще властвует над умами. Его имя раскалывает общество. По данным ВЦИОМ, 50,6 процента россиян считают, что репрессиям подверглись честные граждане, но 32,3 процента допускают мысль, что какая-то часть репрессированных в чем-то и вправду была виновата. Более 15 процентов опрошенных полагают, что Сталин сделал для страны больше хорошего, но 33 процента убеждены: нет, сделал больше плохого. И еще 37,4 процента считают, что при Сталине было примерно поровну и плохого, и хорошего. Однозначно негативная оценка Сталина в России не приживается.
То же и с Лениным. Подавляющее большинство (81 процент) положительно оценивающих его вклад в российскую историю считают, что он был к тому же хорошим человеком. Только 9 процентов опрошенных считают, что Ленин останется в памяти как жестокий диктатор, готовый во имя своих целей пожертвовать жизнями миллионов. И всякий раз, как только возникает календарный повод (а он возникает минимум два раза в год - в день рождения и в день смерти Ильича) возобновляется дискуссия на вечно живую тему: выносить ли труп из Мавзолея? Впечатление, что боли нету более. Причем в борьбе за тело Ленина наши правые радикалы ничем не отличаются от радикалов левых. Та же дикарская склонность наделять мумию мистической силой. То же политическое язычество, только с обратным знаком.
Что же происходит с массовым сознанием? Почему оно все никак не может освободиться от воспоминаний о советских вождях? По мнению заместителя директора Института российской истории Владимира Лаврова, "это результат отсутствия государственной идеологии, четкой позиции и государства, и СМИ". На мой взгляд, все как раз наоборот. Вернулся советский гимн, вернулось красное знамя в Вооруженные силы, вернулся прием в пионеры на Красной площади. Об отсутствии четкой позиции СМИ в отношении, например, Сталина тоже никак не скажешь, вспоминая прошедшие по телеэкранам сериалы типа "Сталин Live", где тиран предстает мудрым правителем, гениальным военным стратегом, рефлексирующим интеллигентом.
Еще не выветрилось из памяти и то, как российская пресса отмечала столетие со дня рождения Брежнева. Документальные телефильмы... Интервью с потомками, соратниками, друзьями... И пробужденные этой мемуаристикой разговоры то тут, то там: "Нормальный был мужик. Жил сам и давал жить другим. Страна при нем горя не знала". Это при Брежневе-то? В послесталинские времена и по сию пору у нас не было и нет более беспросветного лидера с точки зрения его приверженности ценностям свободы.
Идеализация советского прошлого, в чем изрядно преуспели российские СМИ и прежде всего телевидение, дает свои плоды. У кого-то уже не то что историческую, а и обычную память отшибло. Не было Андропова, сажавшего и высылавшего диссидентов, - был Андропов, писавший стихи. Не было Андропова, практиковавшего карательную психиатрию как метод излечения от инакомыслия, - был Андропов, пытавшийся утвердить порядок и дисциплину. Не было Андропова, вместе с товарищами из Политбюро подавившего танками "пражскую весну" и пославшего "ограниченный военный контингент" в Афганистан, - был Андропов, обеспокоенный коррупцией в советских верхах. Он мог, не в пример Горбачеву и Ельцину, развалившим страну, стать, если б хватило здоровья, настоящим реформатором, российским Дэн Сяопином! - внушает телевизор.
То же и с Брежневым. Мифу о старом маразматике, с трудом выговаривавшем слова, герое анекдотов, увешанном наградами, как новогодняя елка, пришел на смену миф о человеке широкой души, заядлом охотнике, добром генсеке, который жил сам и давал жить другим, мудром правителе, уберегшим страну от потрясений.
Ни о чем наши граждане так увлеченно не судачат, как о былом житье-бытье. Помешательство на истории стало просто повальным. Но заметьте: вокруг битвы на Калке общественные страсти не разгораются, о походах Александра Невского никто, кроме профессиональных историков, дискуссий не ведет. Массовое сознание воспаляется от соприкосновений только с недавним прошлым, причем ищет любой повод соприкоснуться с ним.
Зацикленность на фактах, событиях, лицах и символах советской эпохи - нехороший симптом. Здоровое общество находит опору в сегодняшнем дне и без страха смотрит в завтрашний. Это не признак общественного здоровья, когда вывеска на шашлычной становится предметом идеологических ристалищ, а воссоздание архитектурного декора на станции метро кого-то разводит по разные стороны и превращает "Курскую" в "Баррикадную".
Программная статья Дмитрия Медведева называется "Россия, вперед!" Ее главная мысль: стране необходима модернизация, надо думать о будущем.
Сладострастные споры о том, хорошо ли жилось при Сталине, Брежневе, Андропове, мне кажется, пора сворачивать. Невозможно идти вперед с головой, повернутой назад.