09.11.2009 00:55
Власть

Дмитрий Медведев: Мы надеялись, что исчезновение Варшавского договора будет сопровождаться иной степенью интеграции России в общеевропейское пространство

Российский лидер рассказал о последствиях падения Берлинской стены
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №209 (5033)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Дмитрий Медведев вылетает в Берлин, где примет участие в торжествах по случаю 20-летия падения Берлинской стены. О событиях тех лет и дальнейшем ходе истории, вплоть до нашего времени, глава государства вспоминал в интервью немецкому журналу Spiegel.

"Были очень острые ощущения того, что наша жизнь моментально меняется, потому что я уже был в достаточно взрослом состоянии, чтобы понимать, что такого рода изменения - это не только изменения, касающиеся всех немцев, но это изменения, которые затронули судьбу Европы, а в конечном счете и судьбу нашей страны", - рассказал о своих ощущениях российский лидер.

Правда, не все надежды сбылись, признался президент. "Мы надеялись, что исчезновение Варшавского договора будет сопровождаться иной степенью интеграции России в общеевропейское пространство, - заявил он. - В результате что мы получили? НАТО - это все-таки блок, ракеты которого нацелены на российскую территорию. Это военный блок".

Одним падением Берлинской стены разговор об истории не ограничился. Большим потрясением для граждан Дмитрий Медведев назвал последующий развал Советского Союза. Не осталась незамеченной и недавняя оценка фигуры Сталина в истории нашей страны.

"Власть должна быть честной, а честность власти заключается и в том, чтобы определенные исторические события, которые уже имеют глубокий анализ, назывались абсолютно понятным правовым языком", - заявил Медведев. Уничтожение огромного количества соотечественников - это преступление, которое не может быть оправдано.

По прошествии почти двух десятилетий после распада СССР многое в жизни России изменилось.

Впрочем, на Западе развитие российской демократии оценивают по самым разным параметрам. Не добавили оптимизма в отношении России и партийные дрязги после прошедших в октябре выборов.

"В целом эти выборы прошли вполне организованно, но это не значит, что у них не было недостатков, - занял осторожный нейтралитет Дмитрий Медведев. - Да, каждая фракция не в полной мере довольна своими результатами, но они все сходятся в том, что конечный результат выборов абсолютно точно отражает текущий расклад политических сил".

Впрочем, эта ситуация стала поводом для того, чтобы в очередном Послании президент внес дополнительные предложения по совершенствованию избирательной системы. Они встанут в один ряд с экономическими задачами, суть которых уйти от сырьевого характера экономики.

"К наркотикам очень быстро привыкаешь, а торговля сырьем - это как наркотик, причем требуются все более сильные дозы", - заявил Медведев. Его беспокоит ощущение, что сейчас, когда экономика вроде бы начала оздоровление, все снова начинают расслабляться в расчете на сверхприбыль от энергоресурсов. "Это путь в никуда", - заключил президент.

Конечно же, не обошлось без традиционных вопросов о так называемом политическом "тандеме" президента Медведева и премьера Путина. "То, что наш "тандем", как принято говорить, достаточно слаженно работает, сегодня не должно вызывать ни у кого сомнений, - заметил глава государства. - Несмотря на все предсказания, что вот-вот они разругаются, пока эти прогнозы, как видите, не оправдываются".

"Если на момент следующих президентских выборов Владимир Путин и Дмитрий Медведев все еще будут привлекательны для населения как политические фигуры, то в этом случае мы с ним сядем и обсудим, кому из нас идти на выборы - с тем чтобы мы не мешали друг другу", - еще раз попытался глава государства донести позицию "тандема".

Одним из самых актуальных международных вопросов сегодня является подготовка нового СНВ между Россией и США. Президент Обама, как выразились немецкие журналисты, уже мечтает о мире, свободном от атомного оружия. "Это наш общий идеал, - подчеркнул Медведев. - Но дорога к нему очень сложна, потому что для того, чтобы создать безъядерный мир, нужно не только, чтобы Соединенные Штаты Америки и Россия отказались в какой-то момент от ядерного оружия, но чтобы и другие страны сделали это, а здесь такого единства не наблюдается".

Ядерная программа Ирана по-прежнему нервирует Запад. Россия для себя уже четко определилась. "Если будут достигнуты договоренности по программам, связанным с обогащением урана и его использованием на территории Ирана в мирных целях, то мы с удовольствием примем участие в этих программах, - заявил российский лидер. - Если же иранское руководство займет менее конструктивную позицию, то теоретически возможно все что угодно". В том числе и сценарий с санкциями.

Внешняя политика